Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Озеро Байкал / Экология Байкала

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Байкал нуждается в охране

Автор:  Поздняков В.
Источник:  Российская Федерация. - 2012. - № 9. - С. 61-63.

Вновь разгораются страсти, встревожились экологи и забила в колокола общественность: Байкал в опасности. В Правительстве разрабатывается законопроект о развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока. Судьбой уникального озера-моря озаботились депутаты Государственной Думы, объединившиеся в Межфракционную депутатскую группу «Байкал»...

Если очередная мировая война все-таки произойдет, то главным «при­зом» для победителей будут источники пресной питьевой воды... С таким рас­хожим утверждением политологов, по­жалуй, трудно спорить. В перечне де­фицитных ресурсов, в которых нужда­ется человечество, обыкновенную пи­тьевую воду ставят в один ряд с угле­водородным (это нефть и газ) сырьем. Самые большие запасы пресной во­ды, не только по российским, но и ми­ровым масштабам, сконцентрированы в озере Байкал. Их относят к разряду стратегических и уже объявили «миро­вым достоянием». Для меня и для всех

россиян это не абстрактная «мировая жемчужина», а нечто более дорогое. В уникальном озере обитают «фирмен­ный» байкальский омуль, осетр, тай­мень и нерпа ‑ всего более 1550 видов животных и около 1100 растительных организмов. Запасы воды ‑ в объеме 23 тысячи кубических километров. В мире ничего подобного нет.

Пока неясно, правда, как челове­чество станет утолять жажду из этого хрустально чистого, но труднодоступ­ного родника ‑ бутилировать на месте или развозить в железнодорожных ци­стернах. Или придется строить гигант­ский мировой водопровод... Но не об этом сейчас речь. Сегодня оче­видным становится другое: уникаль­ный природный заповедник нуждается в защите. Вооруженные мощной тех­никой и продвинутыми технологиями люди способны разрушить творение природы буквально на глазах. И они это уже делают.

Нельзя не согласиться с мнением одного из первых защитников Байка­ла «еще советских времен», известно­го российского журналиста Анатолия Юркова. Со страниц федерального пра­вительственного издания он заявил: новые хозяева, извлекающие из Бай­кальской природной территории сверх­прибыли, «вновь ставят на кон нацио­нальное достояние». И предсказывает, что столкновение частных и общенаци­ональных интересов в ближайшей и от­даленной перспективе может привести к невосполнимым потерям и катастро­фическим последствиям.

Хочу напомнить, что в первый раз и всерьез тревога об опасности для Байкала и прилегающих территорий прозвучала лет сорок назад. Тогда в полную мощь заработал Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Озабоченность специалистов и обще­ственности вызвал поток отходов про­изводства, хлынувший в хрустально чистую байкальскую воду. Убедитель­ные аргументы защитников, журнали­стов и писателей тогда подействовали. Головотяпство было осуждено, про­изводство приостановлено. Нашлись деньги для закупки специального обо­рудования и экологических техноло­гий. И вопрос об опасности был отло­жен на десятилетия.

Уже в новых экономических усло­виях, определяемых рыночными от­ношениями, стали грубо попираться общепринятые нормы сохранения и рационального использования обще­народного достояния. Новые хозяева возобновили производство БЦБК и принялись за свое ‑ в озеро сбрасыва­ют сульфаты, нитриты, хлориды, фе­нолы, фосфаты и другие вредные со­единения. Размеры и объемы ущерба просто пугают. Только в 2010 году объ­ем выбросов на единицу выпускаемой продукции возрос в 2 раза, практиче­ски ничего не изменилось в 2011 году, усугубляется положение и сегодня.

Потому что хозяева жадничают, пытаются экономить на экологии. Контролирующие организации систе­матически фиксируют нарушения и выписывают штрафы. Однако оплачи­ваются эти штрафы лишь частично и обходятся дешевле, нежели наведение порядка. И хозяевам за это ‑ ничего.

Ситуация требует срочного вме­шательства. Об этом я как-то сказал на заседании иркутского землячества «Байкал» в Москве. И был активно поддержан. О готовности действовать заявил президент землячества СВ. Чемезов - генеральный директор госу­дарственной корпорации «Российские технологии». Поддержал инициативу писатель, депутат Госдумы первого со­зыва В.Н. Хайрузов, министр лесной, целлюлозно-бумажной и деревообра­батывающей промышленности СССР (1982-1989 гг.) М.И. Бусыгин, член Со­вета Федерации В.Е. Межевич.

Об этом я говорил с классиком рус­ской литературы Валентином Распу­тиным, отмечавшим на Байкале свой 75-летний юбилей. Писатель также по­ложительно отозвался об инициативе. Он считает, что время упущено, но при желании еще не поздно многое навер­стать.

Единомышленники ‑ коллеги-де­путаты, избранные от Иркутской об­ласти, Забайкальского края и Респу­блики Бурятия. Первыми поставили свои подписи под учредительным до­кументом МДГ «Байкал» Михаил Сли-пенчук, Сергей Левченко, Константин Ильковский, Вячеслав Мархаев, Ан­тон Романов, Василина Кулиева. К ним присоединяются депутаты, избранные от других регионов.

Следует отметить: названные депу­таты представляют все четыре парламентские фракции. Есть надежда, что доброе дело способно сплотить пред­ставителей разных партий и политиче­ских взглядов.

Между прочим, список МДГ «Бай­кал» не закрыт. Двери для участия в ней остаются открытыми для депута­тов ГД прошлых созывов и действу­ющих членов региональных законо­дательных органов, представителей власти, политиков и общественников. Словом, включиться в работу могут все, кому небезразлична судьба свя­щенного озера.             

Какие же проблемы являются наи­более актуальными для Байкала се­годня. По-прежнему хронической «болячкой» остается Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. За­верения и обязательства владельцев и управляющих предприятием ничего не значат ‑ введение комплекса приро­доохранных сооружений и оборудова­ния неоправданно затягивается. Тре­вожные сигналы раздаются из района Яблонового хребта, где обнаружено превышение допустимых норм вред­ных выбросов из разрабатываемых месторождений ценных металлов. Вы­зывает озабоченность корректировка строительного проекта в сторону уве­личения высоты плотины Богучанской ГЭС. Даже неспециалисту очевидно, что это приведет к расширению зато­пляемой зоны и связанным с этим на­рушениям экологической ситуации в зоне реки Ангары и прибайкальского региона в целом.

Проблемы загрязнения отходами производств висят практически над всеми реками, питающими Байкал. В Прибайкальском заповеднике угро­жающе расширились вырубки дре­весины, участились случаи пожаров. На самом озере выросло количество причалов для различного рода судов, от небольших катеров до скоростных морских яхт, там нет элементарных емкостей для сбора мусора.

На организационном совещании члены МДГ «Байкал» договорились: главной целью объединения являют­ся совершенствование правовой ба­зы, а также вопросы реализации фе­деральных и региональных законода­тельных актов, касающихся защиты озера Байкал.

Возьмем, к примеру, Федеральный закон «Об охране озера Байкал», при­нятый в 1999 году. Нельзя сказать, что он устарел, ‑ это хороший, жесткий закон. Но он нуждается в поправках. В частности, что касается порядка установления границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал. Ин­ститутом географии им. В.Б. Сочавы СО РАН разработаны соответствую­щие критерии для определения ши­рины водоохраной зоны. К ним сле­довало бы отнестись повнимательней, как и вопросам запрета на размещение отходов IIII классов опасности, пере­вода земель лесного фонда в земли других категорий, введения экологи­ческих паспортов хозяйственных объ­ектов.

В правовой поддержке нуждают­ся вопросы развития экономики Бай­кальского региона. Это повышение бюджетного финансирования и обе­спечение роста инвестиций, создание экологически безопасных производств и новых рабочих мест.

Благо, есть хорошие и обнадежива­ющие вести. Определенный оптимизм вызвали решения Седьмого Байкаль­ского экономического форума, про­шедшего осенью 2011 года в Иркутске. Практически готова целевая програм­ма «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», разработанная федеральным Правительством. В ней предусматри­вается выделение почти 58 миллиар­дов рублей. На очереди новые законо­проекты, подготовленные региональ­ными законодательными органами.

С особым вниманием депутаты от­неслись к инициативе Правительства по созданию государственной Корпо­рации развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Готовятся соот­ветствующий законопроект и ряд по­правок в действующие законы. Для 16 субъектов, а это около 60 процентов территории РФ, устанавливаются осо­бые условия использовании недр, лес­ных и водных ресурсов, регулирования налогового обложения и масштабные льготы. Задумывается госкорпорация с беспрецедентным статусом. Кое-кто уже назвал это созданием «государства в государстве»...

Инициатива, конечно, имеет «нова­торскую» окраску. Направлена как бы на привлечение новых инвестиций и эффективное использование природ­ных ресурсов и в целом на восстанов­ление экономики огромной россий­ской территории. Однако она пред­ставляется уязвимой с правовой точки зрения. Не говоря уж о коррупцион­ной составляющей... Вот депутаты и намерены заняться этим вопросом.

Организационный принцип дея­тельности депутатского объединения «Байкал» прост. Он сводится к тому, что совещания будут проводиться по мере необходимости, не реже одно­го раза в квартал. Каждый член МДГ имеет право вносить на заседания группы вопросы для обсуждения, го­товить соответствующие проекты ре­шений и выполнять председательские функции.

Оргвопросы обсуждаются парал­лельно с конкретными мероприятия­ми. МДГ делегировала депутата Миха­ила Слипенчука для участия в между­народном симпозиуме по вопросам экологии Байкала в Париже. Послу­шаем, что нам посоветуют зарубежные эксперты и специалисты, полезное по­стараемся использовать.

Есть надежда, что в составе МДГ станет более эффективной борьба де­путата Сергея Левченко с руковод­ством Байкальского ЦБК, которую до сих пор он вел в одиночку. Левченко считает, что если уж не удастся за­крыть комбинат, что предпочтитель­нее, то хотя бы перепрофилировать на экологически чистое производство, наладить переработку отходов шлам-лигнина по отечественной технологии, разработанной B.C. Берюковым.

Те же Михаил Слипенчук и Сер­гей Левченко выступили с анализом и конкретными предложениями на «круглом столе» думского Комитета по энергетике, обсуждавшего вопро­сы комплексного развития электро­энергетической структуры Дальнего Востока и Байкальского региона. Они обратили внимание специалистов на отсутствие единой системы энергос­набжения региона, что ограничивает возможность маневра при перерас­пределении электроэнергии по по­требности.

Депутат Государственной Думы Константин Ильковский предложил на обсуждение коллег программу га­зификации Байкальского региона. Ра­нее считалось, что такое невозможно, поскольку там нет разрабатываемых месторождений газа. Но ситуация ме­няется ‑ в прошлом году ОАО «Газ­пром» приступил к освоению Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения. К тому же началось строительство газопровода «Якутия ‑ Хабаровск ‑ Владивосток». В свя­зи с этим появилась реальная возмож­ность газифицировать территории и тем самым проявить внимание к нуж­дам населения. Соответствующее об­ращение, подписанное членами МДГ «Байкал», направлено в Правитель­ство Российской Федерации.

Отсчет дел МДГ «Байкал» открыт в марте 2012 года. В перспективе де­путатская группа намерена иницииро­вать парламентские слушания, «кру­глые столы» и научно-практические конференции по Байкальскому реги­ону. Нетрудно предположить, что не останутся без внимания (и в покое) местные органы власти.

Вполне возможно, что при наличии такого объема работы придется повы­шать статус самой МДГ «Байкал», до­пустим, до Временной рабочей группы или Комиссии Государственной Ду­мы...

Байкал сравнивают не только с мо­рем. На полном серьезе о водоразделе «трех океанов», подразумевая Север­ный Ледовитый, Тихий и «Байкал-океан», мне говорили егерь и местный ученый-эколог на плато Яблонового хребта. По их словам, отсюда берет направление на север сибирская кра­савица ‑ река Лена. А в Тихий океан плавно несет свои воды Амур. И здесь же журчат родники, которым приро­дой предписано превратиться в реки и подпитывать... Байкал-океан.

Местный патриотизм и великая лю­бовь к священному Байкалу понятна. Отрадно, что любовь эту и вместе с ней ответственность рискнула разделить депутатская группа Государственной Думы под названием «Байкал».

Назад в раздел