Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Электронная библиотека / Озеро Байкал

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Ольхон

Источник:  Гольдфарб С. Мир Байкала. - Иркутск, 2010. - С. 500-507.

На Байкале много островов - больших и малых. Ученые называют разное количество: Ян Черский упоминал о 27, известный исследователь Байкала О. Гусев утверждает, что скалистых островов здесь 30, С.Г. Саркисян дошел до цифры 47...

Самый главный и самый большой остров на Байкале - Ольхон. Однако размеры его до сих пор описываются достаточно противоречиво. В одном солидном справочнике указывается, что   его длина - 71 километр, ширина - 12 км,   а общая площадь - 730 квадратных километров. От западного берега Байкала он отделен проливом Ольхонские ворота и Малым Морем. В одной из книг известного натура­листа и исследователя Байкала В.П. Брянского гово­рится, что длина Ольхона - 74 километра, а ширина - 15. Ольхон словно бы отгораживает часть Байкала, которая получила название Малого моря, богатого рыбными ловлями, солнечными днями.

«...А в средине Байкальского есть остров ве­ликой, который именуется Ольхон, а тот остров стоит посреди в длину моря, кругом будет больши ста верст, и преж сего жили на том острову мно­гие Братские иноземцы, потому что на том острову горы и лесы и степь велика есть, а после того, как погромили их казаки, и с того острова разбежались, и ныне пуст, а зверей всяких много на острове; и опричь того острова, есть иные острова небольшие, однако же немного», - так писал в своих записках Н. Спафарий.

Самый крупный поселок на Ольхоне - это ти­пичный рыбацкий Хужир, основанный в 1939 году, когда здесь был построен консервный завод.   Именно здесь впервые побывали русские землепроходцы, двигавшиеся на восток.

Название острова образовано от бурятского слова «ольхан» - сухой. И действительно: здесь, по наблюдениям ученых, бывает мало осадков, здесь раскинулась самая настоящая степь.

На Ольхоне издревле селились люди, которые занимались рыболовством и охотой. Первобытные охотники и рыбаки находили здесь богатую пищу и удобные условия для жизни. Остатки их хозяйствен­ной деятельности находили в большом количестве в различных уголках острова.

К концу второго тысячелетия до нашей эры от­носят ольхонские наскальные рисунки. Центральное место древний художник отвел тринадцати лебедям. Считается, что этот рисунок передает легенду о рождении хоринских бурят: «Мы убеждены также, что с Сагансабскими лебедями и с тринадцатью хоринскими родами связаны канонизированные древ­нейшей языческой религией Тринадцать северных ноенов (Арын араб гурбан ноед). Тринадцати бо­жественным покровителям поклонялись только хиринцы. Их владения распространялись на обширной территории, где кочевали наши предки на северной стороне величайших священных для монгольских народов хребтов - Хинагана, Хэнтэйя, Хантайя, Саяна и Алтая. Для всех тринадцати родов самым до­рогим сокровищем был Байгал-далай - Байкал, весь его бассейн — крупные реки, острова и горы».

Ольхон стал своеобразной Меккой для много­численных народов Прибайкалья, которые испове­довали шаманизм. Именно здесь, на Байкальских тайгланах «верховные шаманы заарины и шаманки-дурисха совершали свои главные камлания. У ольхонских святынь белые и черные дарханы освещали свои драгоценные изделия. На ноенские сугланы-собрания приезжали или приплывали шуленги, зайсаны и тайши, в связи с вступлением в высо­кую должность делали жертвоприношения и давали клятву на верность служения своему роду, племени и народу. Семьи, у которых не было детей, съезжались в эти святые места, чтобы справить обед и попро­сить наследников. Здесь принимались степные уло­жения, законы - «цааза», по которым жили хоринские буряты». 99 божеств тэнгэриев с запада и 44 с востока «охраняли» Байкал и прибрежные терри­тории. Фактически все сколько-нибудь выдающиеся природные объекты имели своего божественного по­кровителя. Это беспрецедентный случай в мировой истории: Байкал в самые древние времена был уже фактически природным заповедником.

В древнейшие времена на Ольхоне жили ско­товоды «курумчинские кузнецы», как окрестили их археологи. Курыканы оставили на острове много­численные памятники, в том числе каменные кре­постные сооружения, могильники. Большую из­вестность получили так называемые «монгольские постройки» - древние сооружения из камней. В VI — XI веках курыкане на острове оборонялись от за­воевателей за каменными стенами. Одна из них име­ла длину 250 метров, высоту 2,5 метра.

Существует немало легенд и преданий о по­сещении Ольхона великим завоевателем Чингисха­ном. В некоторых источниках упоминается, что во время кочевок тот доходил до Ольхона и даже был там похоронен. Г.Ф. Миллер в своей «Истории Си­бири» записал: «По рассказам монголов, Чингисхан имел свое главное местопребывание при реках Ононе, впадающей в Шилку, и Куринлуме, впадающей в озеро Далай. Они же рассказывают, что Чингисхан иногда доходил со своим кочевьем до озера Байкал. Доказательством этого должен будто бы служить таган, поставленный им на горе острова Ольхон, который находится на указанном выше озере, и на тагане большой котел, в котором лежит лошадиная голова. Хотя я не получил подтверждения этому у бурят, живущих в окрестностях озера Байкал и на острове Ольхон, я все же считаю приведенное изве­стие о владениях Чингисхана весьма вероятным, так как первые завоеванные Чингисханом земли Китай и Тангу лежат поблизости».

Был на самом деле Чингисхан на Ольхоне или нет, сказать однозначно ученые не могут. Но сам факт, что древние легенды и предания связывают великого могола и уникальный природный объект - показателен.

Именно на Ольхоне, по преданиям бурят, в одной из пещер мыса Бурхан жил владыка здешних территорий - Эжин, или Бурхан.

Одним из исследователей Ольхона стал из­вестный геолог и путешественник В. А. Обручев. Он приехал сюда, чтобы найти месторождения графита, необходимого Горному управлению для изготовле­ния тиглей, в которых сплавляли рассыпное золото. Графита на Ольхоне не нашли, однако В.А. Обручев оставил множество ярких описаний острова: «Тем приветливей встречает человека северный берег. Он услужливо становится более плоским по мере приближения к морю, образует бухты и бухточки, гостеприимно принимает под свою надежную защиту спасающегося от бури и моря моряка, предоставля­ет рыбаку такое удобное для рыбной ловли, ровное, песчаное дно, что буряты, живущие преимуществен­но рыбной ловлей, предпочитают сооружать свои улусы на этом берегу».

К особенностям Ольхона известный геолог и путешественник отнес отсутствие рек: «Как ни живописен весь остров, ему недостает одного ком­понента пейзажа - рек. Лишь кое-где встречается журчащий ручеек, через узкое русло которого пут­ник переносится одним прыжком. Причина этого не­достатка заключается в том, что на Ольхоне нет ни одной значительной продольной долины, где могли бы собираться осадки горного плато. Водосборные же бассейны поперечных долин не могут питать реку, и даже гордость острова, два маленьких озе­ра - Эльгай и Загли, оказываются при внимательном изучении всего лишь скромными частицами отгоро­женных песчаными косами бухт. Буряты отдален­ных от берега улусов очень страдают от отсутствия реки или речки; они копают себе с трудом колодцы и воюют с природой».

Посетовал Обручев и на здешние климатиче­ские условия: «Климат слишком суров. Уже в на­чале августа начинаются чувствительные заморозки, не дающие вызревать даже озимой ржи. Господ­ствующее на материке мнение, будто Байкал имеет смягчающее влияние на климат своих окрестностей, является, по сообщениям островитян и по моим соб­ственным наблюдениям, очень ошибочным».

П. Брянский в свою очередь дал следующую характеристику климатических условий Ольхона: «Осадки выпадают неравномерно в течение года: с апреля по октябрь выпадает 145 - 200 мм., с ноября по март - всего 14-16 мм., отсюда и скудное количе­ство снега, не скрывающего растительности в степ­ной части и не превышающего 100-150 мм. в лесу.

Медленная, поздно наступающая весна, позд­нее прохладное лето (однако с очень жаркими днями в июле и в августе), относительно мягкая, но с ран­ними морозами осень (средняя дата первого мороза - 3 октября), более мягкая, чем в материковых райо­нах, но продолжительная зима (средняя дата послед­него мороза - 21 мая), ограниченная продолжитель­ность вегетационного периода (137 дней), сильные, частые и продолжительные ветры - вот отличитель­ные особенности климата Ольхона. Порой ветры со скоростью до 40 м/с дуют сутки и более, а среднее количество дней с ветрами более 15 м/с равно 148, что значительно превышает показатели по другим районам Байкала.

Особенности климата и, главным образом, иссушающее действие преобладающего северо­западного ветра сармы, которая и зимой, сдувая незначительный снежный покров, обезвоживает почвы, по мнению ученых, являются причиной твер­дого разделения территории острова на две части по характеру растительности - лесную и степную».

Особенный интерес Ольхон представлял для Станиловского, где в 1900 году тот осмотрел окрест­ности маяка на так называемой «Кобыльей голове»: «Я вынес то убеждение: что Ольхон представляет собою одну из любопытнейших в ботаническом от­ношении местностей, заслуживающую более под­робного исследования и могущую представить но­вые важные данные для решения многих еще не выясненных окончательно вопросов, таких, как во­прос о взаимных отношениях климатических усло­вий на соматическое развитие растительных форм и на продолжительность вегетативного периода».

На острове множество природных памятников, и один из них - Шаманский мыс с мраморной ска­лой Бурхан, имеющей сквозную пещеру. В.А. Об­ручев так описывал это чудо природы: «Насколько больше сила суеверия, чем сила веры, я узнал тогда, когда геологические исследования привели меня в ту часть острова, где находится «священная пещера» с алтарем Будды. Тот, кто подъезжает на лодке к Ша­манскому мысу, видит перед собой напоминающую драгоценный храм береговую скалу из кристалли­ческого известняка с блестками графита, вода вы­долбила в камне пещеру... Когда наступает зима и мороз сооружает на озере надежный мост, из Забай­калья приезжает лама для совершения богослужения на священном месте, и пещера наполняется набож­ными бурятами. Сюда устремляется все население острова, состоящее из тысячи человек.. .».

По имени главного острова Байкала был на­зван и район - Ольхонский. До революции 1917 года здесь действовала административная единица - Ольхонская степная дума, которая существовала с 1824 по 1889 годы. Она возникла в ходе реформы графа Сперанского. Степная дума была высшей инстан­ций управления в среде инородцев. Среди иркутских бурят было создано семь степных дум. Ольхонская объединила девять родовых управлений. Во главе каждого рода стоял родовой староста, в улусах -улусный старшина. Дума после упразднения была поделена на две инородческие управды — Еланцинскую и Кутульскую. Ольхонские улусы были рас­пределены по разным уездам. Так, Бугульдейский улус входил в Капсальский уезд, селения Косая Степь, Куреть, Кунтинское - к Манзурской волости. После революции, в 1923 году, был создан Ольхон­ский аймак.

Назад в раздел