Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Электронная библиотека / Озеро Байкал

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

У Ольхонских ворот

Автор:  Русинек О. Т., Уфимцев Г. Ф., Фиалков В. А.
Источник:  Байкальский ход (научная экспедиция по Байкалу). - Новосибирск, 2009. - С. 117-118.

Вернемся к эоловым процессам. Юго-восточный берег залива Мухор, в осо­бенности на п-ове Улан-Хада, покрыт эоловыми песками, в которых залегают извест­ные археологические памятники. Склон здесь является наветренным, и на него всег­да поступали и поступают большие массы песчаного материала, переносимые сильными ветрами. Самый крупный, самый опасный ветер на Байкале, подобный но­вороссийской боре, - это сарма. Он вылетает из долины р. Сарма, и воздушные мас­сы бешено несутся в акваторию Байкала в пролив Ольхонские Ворота. Зрелище до­статочно страшное и опасное. Если в проливе сарма застанет катер, то обязательно надо вставать носом на ветер и перемещаться в сторону укрытия поперек хода. Один раз мы уже такое испытали. Другие следы действия этого опасного ветра хорошо за­печатлены на старинной почтовой открытке, где сфотографирован мыс Хорин-Ирги (Кобылья Голова) - это северный входной мыс в залив Хул на Ольхоне. Вся северо-западная "скула" мыса покрыта ледяными сосульками буквально на всю высоту скальной стенки. Самая страшная - это осенняя октябрьская-ноябрьская сарма, она разгоняет волны в Ольхонских Воротах и в южной части Малого Моря так, что брызги долетают до самой вершины мысовой стенки и застывают там в виде ги­гантских сосулек-сокуев.

Однако необходимо отметить ухудшение экологической обстановки в проливе Ольхонские Ворота, привлекательном месте для туристов и отдыхающих. Все, что построено в последнее время на берегах, построено бездумно и с полным нарушени­ем законов об охране природы. Тем более что Байкал, как мы знаем, является участ­ком мирового природного наследия.

Теперь об уступе Приморского сброса, который здесь ограничивает Байкальский рифт с северо-запада. Этот уступ представляет собой юго-восточный склон Примор­ского хребта и смотрится буквально как крепостная стена, которая только в одном месте прорезана долиной Сармы. В приустьевой части реки у ее выхода из гор доли­на образует характерный правосторонний изгиб. Такие же изгибы мы наблюдаем и у долин рек Анга, Бугульдейка и др. Это говорит о том, что в тыловой части Примор­ской ветви Обручевского сброса происходит правостороннее сдвиговое перемеще­ние. А в основном морфологические особенности уступа Приморской ветви Обручев­ского сброса - это именно результат вертикальных перемещений.

Сбросовый уступ опирается на пологонаклонную предгорную поверхность, в ко­торую вложены конусы выноса крупных долин Сармы, Зундука и др. Эта предгорная поверхность здесь либо представляет собой систему слившихся конусов выноса, ли­бо она цокольная, где конусы выноса перекрывают исходно наклонную скальную по­верхность. Это можно наблюдать в районе приустьевой части долины Сармы. Не­смотря на то, что пологонаклонная поверхность кажется выровненной и спокойной, на ней интенсивно протекают различные склоновые процессы. Дело в том, что в Си­бири, в условиях гумидного (влажного) климата, распространенности мерзлотных процессов, наклонные поверхности оказываются наиболее увлажненными, и поэтому на них и мерзлотные процессы, и процессы, связанные с периодическими усыханием-увлажнением почвогрунтов или с температурными изменениями, работают наи­более интенсивно. Недалеко от Сармы, в основании предгорного откоса, где он упи­рается в береговые сопки и увалы, можно наблюдать крупные глыбы гранитов, которые отползли от уступа Приморского сброса на расстояние до 400 м, а сами глы­бы имеют размеры в поперечнике до 4-6 м. Представьте, что такая глыба ползет по пологонаклонной поверхности под действием мерзлотных процессов. Каких? Это прежде всего работа стебелькового льда. Под глыбой всегда скапливается влага. При промерзании под глыбой начинает формироваться лед. А поскольку кристаллы ме­шают друг другу расти по горизонтали, то они растут по вертикали и превращаются в своего рода природный домкрат, приподнимая по нормали к поверхности глыбу, а ког­да происходит таяние льда, глыба опускается по вертикали. И таким вот казалось бы медленным-медленным способом она ползет постоянно от подошвы уступа Примор­ского сброса и уже отползла от него на 400 с лишним метров.

Другая особенность подошвенной части уступа Приморского сброса наблюдает­ся у устья долины Сармы - это низкая промежуточная ступень, расколотая целой системой живых разломов в виде рвов, небольших уступчиков - то, что обычно отно­сят к следам проявления сильных доисторических землетрясений. Возраст ее не пре­вышает, видимо, нескольких тысяч лет. Но на побережье Малого Моря и под склоном Приморского хребта есть и формы-обманки. Здесь в предгорье сохранились следы древних арыков, которые отводили воду на луга, забирая ее из ручьев на выходе из гор, даже передавая ее в соседние долины через увалы. Такие арыки очень похожи, как ни странно, на небольшие палеосейсмодислокации. В районе устья пади Шида такой арык имеет буквально все особенности палеосейсмодислокации, причем тут же есть и оползни в предгорье. А построен арык в XVIII столетии, его возраст опреде­лен лихенометрическим методом (по возрасту лишайников).

В предгорьях можно видеть древние следы рекультивации лугов. Камни собира­лись в кучи, чтобы освободить от них поверхность луга или сенокоса. Это следы на­родов, живших в Приольхонье до прихода бурят и русских. В преданиях заминских и онгуренских бурят есть воспоминания о том, что буряты пришли сюда и занимали места в Приольхонье и на побережье Байкала в соперничестве с аборигенами.

Выше упоминалось о мысе Кобылья Голова или Хорин-Ирги, о сокуях, висящих на его северо-западной скуле во время осенней сармы. Но этот мыс интересен во многих отношениях. Во-первых, его скальная поверхность как бы нависает над уров­нем воды Байкала и имеет волноприбойную нишу. Во-вторых, сам мысовый блок от­делен от Ольхона узким щелевидным проходом. Трещина-щель хорошо проработана абразией. Такого же рода щелевидные понижения, рвы или образования типа неши­роких микрограбенов распространены на побережье Ольхонских Ворот и в других местах о. Ольхон и Приольхонья. Это трещины растяжения, формирующиеся, види­мо, в приповерхностных условиях при рифтогенезе и общем растяжении литосферы под Байкалом и его окружением как частное выражение процессов растяжения и по­гружения литосферы во время внутриконтинентального рифтогенеза.

Назад в раздел