Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Электронная библиотека / Озеро Байкал

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Южный Байкал

Автор:  Русинек О. Т., Уфимцев Г. Ф., Фиалков В. А.
Источник:  Байкальский ход ( научная экспедиция по Байкалу). - Новосибирск, 2009. - С. 167-171.

Дельта Селенги со стороны озера и со стороны суши выглядит невыразитель­но. Плоская, низкая, практически на уровне Байкала поверхность, усеянная протока­ми и островами. Гораздо интереснее ее разглядывать с высоты птичьего полета или, вообще на географических картах. Здесь сразу можно увидеть, что в этом бесчислен­ном кружеве проток, озер, западин есть особый упорядоченный рисунок и, следова­тельно, правильное расположение всех этих многочисленных водных потоков, на ко­торые разветвляется общий поток Селенги при выходе на Байкал. Обращает на себя внимание, что дельта Селенги представляет собой в плане полукруг, в котором в сек­торе 180° протоки образуют правильный радиальный узор. В одних случаях видно, что проток много, ветвление их происходит часто, в других случаях между отдельны­ми редкими протоками располагаются крупные острова. И в этом кружевном рисунке определенно видны какие-то линейные границы, которые геологи называют линеаментами и которые обычно связаны с разломами земной коры, залегающими ниже поверхности или даже под покровом молодых отложений. Один из таких крупных раз­ломов ограничивает дельту Селенги с юго-востока, и она после его пересечения и дает радиальное ветвление проток. Видимо, как раз по этому разлому, который на левобережье Селенги следует параллельно протоке Лобановской, и произошло опус­кание того участка Цаганской степи, который превратился в залив Провал. Вглядыва­ясь в кружевной узор Селенгинской дельты, вы можете увидеть, что здесь есть другие блоки, которые в будущем вполне могут быть погружены вместе с островами под уро­вень Байкала.

Дельта р. Селенга принадлежит к типу выдвинутых, ее площадь - 1120 км2. Как геологический объект она начала формироваться в верхнечетвертичное время в ре­зультате заполнения "Селенгинского залива" [Старицкий, 1913; Богоявленский, 1974]. Селенга несет в Байкал огромное количество твердой взвеси - песка и т. п., в сред­нем 3,6 млн т в год, при этом во время паводков количество приносимого песка может достигать 7 млн т за один месяц. Амплитуда дельтового прогиба на переднем крае дельты достигает по данным сейсмической разведки 5000 м [Замараев, Самсонов, 1959]. Мощность осадков на западном окончании дельты Селенги оценивается в 7000 м [Хатчинсон и др., 1999].

Среди прибрежно-водной растительности дельты наибольшую площадь зани­мают осоково-злаковые злаковые с оазнотоавьем сообшества. Широко распространены также тростниковые, осоковые и хвощевые фитоценозы. Высшие растения об­разуют 16 формаций и 37 ассоциаций. Наиболее широко представлены рясковые, пронзеннолистнордестовые, урутьевые, ежеголовниковые, нимфейниковые, шелков-никовые и стрелолистные формации [Азовский, Чепинога, 2007].

Согласно современным данным общее число видов птиц, зарегистрированных в дельте Селенги, равно 298 (118 - воробьинообразные, 180 - неворобьинообразные). Среди 157 видов, гнездование которых зарегистрировано или предполагается, около­водные и водоплавающие птицы составляют 43 %, луговые - 3 %, поименно-кустарни­ковые и уремные - 12 % (в сумме 58 %). Остальные 42 % - виды, не типичные для дельты (эвритопные, облигатные синантропы, предположительно залетные и др., ко­торые обычно не обитают в дельтовых условиях) [Фефелов и др., 2001].

Если двигаться от дельты Селенги на юго-запад вдоль берега Байкала, первое, что мы увидим, это ряд крупных байкальских соров. Эти соры - и сор Черкалова, и Посольский сор - чем-то напоминают залив Провал, хотя и имеют меньшие размеры. Они отгорожены от Байкала крупными надводными косами-каргами (старорусское слово "карга" - коса). Иногда между ними располагаются крупные проливы или прохо­ды, и их расположение, конфигурация и размеры также многих наводят на мысль, что эти соры в районе Посольска и Истомино были образованы при доисторических зем­летрясениях. А в отношении Посольского сора даже периодически говорят, что якобы на его дне есть деревья, корни деревьев. Но с реальными очевидцами встречаться не доводилось.

Здесь на берегу Байкала располагается с. Посольское и знаменитый и старей­ший Посольский монастырь. Он еще на стадии восстановления, но уже сейчас собор монастыря, стоящий на косогоре над берегом Байкала, смотрится как путеводный маяк и как будто зовет к себе путников. Видимо, и раньше он имел такое же значение - через Посольское проходила переправа через оз. Байкал.

Южное побережье Байкала - вообще самое "мокрое" место у озера. Здесь мно­го береговых заболоченных низин, особенно на востоке. Это обусловлено тем, что южное и юго-восточное побережье Байкала получают много влаги через раскрытую для влажного северо-западного и западного воздушного переноса Ангарскую про­резь. В районе Танхоя, или вообще на Южном Байкале, для туристов, для путешест­венников найти место, подходящее для лагеря, сравнительно сухое и с сухими дро­вами - это целая проблема.

А если нет хорошего сушняка на костер, то в руслах небольших речек вблизи Танхоя, особенно по Осиновкам, часто можно найти и подобрать окаменевшие поле­нья - это куски окаменевшей древесины, вымытые из неогеновых отложений, дрова, возраст которых превышает 10 млн. лет, и они отменно горят. Они имеют благородный черный цвет, похожи на поделочный камень гагат, который тоже является разновид­ностью угля. Но у них есть один недостаток для любителя, который хотел бы порабо­тать с этим материалом: при высыхании поленья окаменевшей древесины быстро растрескиваются, распадаются на мелкие кусочки.

Хребет Хамар-Дабан находится на некотором удалении от берега озера, а меж­ду ними располагается относительно поднятая ступень, сложенная преимущественно неогеновыми отложениями. Это одно из немногих мест на Байкале, где на суше мож­но наблюдать разрезы слагающих его впадину неоген-четвертичных отложений. Сверху - валунно-галечные, глыбово-валунные накопления по преимуществу селево­го происхождения, выбросы грязевых потоков из хамар-дабанских долин. Некоторые считают, что это морены, ледниковые отложения, следы выхода четвертичных ледников на береговую полосу Байкала. Однако вопрос еще остается проблемным. Хотя, увидев у Байкальского шоссе на окраине Выдрино большую отде­льно стоящую глыбу (камень объемом несколько кубических метров), многим хочется сказать, что только ледник мог его принести. Но есть и другие природные процессы, способные переносить таких размеров обломки, и с этим легко справляются селевые потоки, которые периодически проявляются в этой части Прибайкалья.

Что же касается самого хр. Хамар-Дабан, то в условиях повышенного увлажне­ния на нем обычно хороший снеговой покров. Это привлекает сюда много туристов-горнолыжников, тех, кто любит зимой побыть в горах и покататься на горных склонах. Но хамардабанские склоны лавиноопасны, особенно в самый сезон - в апреле-нача­ле мая, когда начинают сходить мокрые лавины. Это беспощадные к человеку явле­ния природы. Здесь же мы можем наблюдать своеобразный диссонанс: крутые альпинотипные склоны, иссеченные лавинными лотками или промоинами, а наверху - уплощенные вершины в виде ступенчатых террас, поверхностей альтипланации или нагорных террас, а внизу - бурные хамардабанские реки.

Самая примечательная из них - это р. Снежная, которая впадает в Байкал в районе пос. Выдрино. Чем она примечательна? Еще с дороги вы видите, что на выхо­де Снежной из гор ее устье как бы запирается несколькими изолированными коничес­кими вершинами. Это останцы обтекания, и именно здесь, под горами, располагается конечно-моренный комплекс древнего ледника и в него вложены Теплые озера. Уди­вительные теплые озера с удивительным цветом воды - она всегда кажется голубой. С чем это связано? Наверное, с особым ее химическим составом. Моренные холмы здесь образуют хаотический морфологический ландшафт.

Останцы обтекания, видимо, сформированы благодаря тому, что ледник выхо­дил в предгорье на левобережье Снежной, а справа, уже при его деградации, про­рвался свободный поток талых вод и выработал настоящую речную долину. И так об­разовались между ледниковой долиной и речной долиной невысокие конические или куполоподобные горки - то, что мы называем останцами обтекания.

Выше по р. Снежная около устья Селенгинки на левобережье располагается крупный обвал. Такого рода образования можно отнести к следам проявления доис­торических землетрясений. Еще выше, по р. Селенгинка, такая же обвальная масса держит подпрудное Соболиное озеро, очень красивое и посещаемое. В этой части Хамар-Дабана обнаружено много палеосейсмодислокаций: срывы или расколы вер­шин, рвы на вершинах и на склонах и сопровождающие их обвалы и скальные ополз­ни. Здесь то место, где прибайкальские палеосейсмодислокаций, живая тектоника Байкала, живые разломы начали изучаться в первую очередь.

Несколько восточнее долины Снежная располагается г. Мамай - Мекка горных туристов, горных лыжников и сноубордистов, которыми полон равнинный г. Иркутск.

Южное побережье Байкала - самое населенное. Здесь проходит Транссибир­ская магистраль, много поселков, сел, деревень, дачных поселков, есть города Байкальск и Слюдянка. Тем не менее в природе сохранилось много интересного и заме­чательного, и это место в транспортном отношении легко посещаемо для любого человека.

Одно из чудес Южного Байкала - его недра. Город Слюдянка не случайно так называется: раньше здесь добывали слюду флогопит. В отвалах старых горных выра­боток до сих пор находят разные минералы, хотя мало надежды обрести прекрасные штуфы или образцы, крупные моноблоки: отвалы все перебраны буквально по кусоч­ку. Тем не менее здесь можно познакомиться с минеральным богатством Южного Байкала. Это и слюда флогопит, и голубой кальцит - им сложена гигантская гора и он разрабатывается на руднике Перевал. Это и зеленый пироксен байкалит, очень инте­ресный и редко встречаемый минерал скаполит в кристаллах и, наконец, апатит в виде хорошо ограненных кристаллов. А в голубом кальците рудника Перевал, быва­ет, находят и алую благородную шпинель.

Здесь же, на западной окраине Слюдянки, наблюдается интересное образова­ние: длинный, выступающий в Байкал Шаманский мыс. Он один из немногих такой конфигурации мысов на Байкале, очень красиво расположен, и это, видимо, всегда понимал человек, живший на берегах Байкала, - здесь, у Шаманского мыса, распола­гается могильник человека каменного века, и археологами сделано много интересных находок.

Раньше недалеко от Шаманского мыса в сторону Слюдянки была скала Хобот, береговая арка в виде хобота, упирающегося в байкальское дно. Скала имела са­кральное значение - это было ритуальное место поклонения, и поэтому в целях анти­религиозной пропаганды в советское время она была взорвана, а жаль. Изображение ее сохранилось на старинных почтовых открытках.

Мы же покидаем южный берег Байкала и пойдем от Култука в порт Байкал вдоль берега с Кругобайкальской частью Транссибирской железнодорожной магистрали. Сейчас этот участок не работает как магистраль, а является дорогой местного значе­ния, но о Кругобайкальской железной дороге много говорилось и говорится. Это пре­красное произведение рук человеческих, памятник материальной культуры, много добавляющий в природную красоту Байкала, его окружения, и показывающий, какой творческой энергией может обладать человек.

Сейчас Кругобайкальская железная дорога для нас - это в первую очередь ги­гантский памятник истории, торжества инженерного ума и умелости рабочих рук. Век назад все воспринималось по-другому. Промышленное и полити­ческое развитие Отечества требовало создания разветвленной системы коммуника­ций, обеспечивающей жизнь общества. Восточная Сибирь и Дальний Восток долго ждали надежной связи с Уралом и Европейской Россией. И вот был создан Транссиб. Но на пути Транссиба встал Байкал. Как решалась эта проблема, как все происходи­ло, хорошо показывают старые почтовые открытки. Вот изображен Сибирский тракт, его Кругобайкальская часть, и переправа через р. Утулик на пароме. Глядя на открыт­ку, вы ощутите, сколь невелики были возможности сообщения и переброски грузов вокруг и через Байкал. Железная дорога подошла к озеру, и через него была органи­зована ледокольная переправа. Но события начала XX в. показали недостаточность такого решения. Неудачи в русско-японской войне 1904 г. во многом были обусловле­ны малой пропускной способностью железнодорожной переправы через Байкал. По­этому уже начавшееся строительство окружного пути по берегу озера ускорилось. И опять старинные почтовые открытки приносят вековой давности фотографическую и, следовательно, очень точную информацию об этой стройке. Надо отдать должное фотографам начала прошлого века, их дотошности и быстрой реакции на события. Вот произошел обвал у портала тоннеля - и это зафиксировано. Равно как и стадии ликвидации последствий обвала. Мы видим строительство железной дороги вплоть до укладки рельсов на ее полотно. А вот уже и готовая дорога во всем ее великоле­пии - удивительное сочетание красот Природы и человеческого Гения: мосты и тон­нели, полустанки и станции с интереснейшей и в художественном, и в функциональ­ном плане, и при этом стандартизованной деревянной гражданской архитектурой.

Сейчас старинные фотографии значат для нас многое: зафиксированное для истории железнодорожное строительство в сложнейших условиях и природа, какие они были век назад, и многое другое. Но открытки несут и научную информацию, от­крывают возможность изучения изменений в окружающей среде вдоль Кругобайкальской железной дороги и на берегах озера.

И вновь зададим себе вопрос: что такое сейчас Кругобайкальская железная до­рога? Памятник истории? Нет! Она продолжает жить! И она будет жить более интен­сивно в новых условиях, позволяя людям войти в Мир Байкала и ощутить наяву воз­можности человеческих рук и ума.

Кругобайкальская железная дорога построена на ровном или рубчато-ровном берегу иногда с выступающими мысами. Условия строительства железнодорожной магистрали были достаточно суровые. Но человек справился, возведя и мосты, и тон­нели, и переходы, и галереи с великолепной каменной кладкой, хотя природа пре­пятствовала ему: периодически происходили обвалы, оползни и тому подобные явле­ния. И человек все преодолел и создал свое прекрасное творение.

Кругобайкальская железная дорога. Как она вложена в географический ланд­шафт - уже сказано. Эта часть берега между Култуком и портом Байкал в известной мере сейчас служит для нас, можно сказать, воспитательным полигоном. Взять са­мый ближний город к Байкалу - Иркутск. Здесь масса учебных заведений. И эти вузы выпускают массу гуманитариев. Все хотят быть гуманитариями - юристами, солиста­ми-артистами, социологами, ну и журналистами, естественно, все хотят влиять на людей, царить над ними, но не хотят работать на производстве. Вот таких молодых людей надо специально возить по Кругобайкальской железной дороге и показывать творения рук человеческих - как они вложены в природу и как они остались на века и всегда приводят в восхищение. Это работа не адвокатов, не журналистов - это рабо­та специалистов, и работа блестящая. Кругобайкальская железная дорога - великий памятник XX века.

Мы же уже подплываем к Листвянке, видим широкий Лиственничный залив, в нем Ангарскую прорезь, подходим к причалу в районе Байкальского музея недалеко от истока Ангары. И мы, авторы этой книги, рекомендуем читателю еще раз посетить Байкальский музей, закрепить свои знания и сохранить в себе вечную память о Бай­кале.

 

Назад в раздел