Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Прибайкалье / Особо охраняемые природные территории (ООПТ) / Заповедники, национальные парки, заказники / Байкальский заповедник

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Заповедный Байкал

Автор:  Целовальникова Д.
Источник:  Бурятия. - 2010. - 9 нояб. - С. 4.

Из иллюминатора летящего на большой высоте самолёта видна захватывающая дух картина - огромная сверкающая поверхность Байкала, очерчённая узкой полосой прибрежной земли, редкие города, поселки, желез­нодорожные станции, выдающие себя, свою цивилизационную суть геометрическими фигурами планировки, и горы, безбрежная тайга, изрезанная ниточками рек. С борта космического корабля, где Земля видна в виде проплы­вающих под ним континентов, озеро Байкал различимо, узнава­емо. «Пролетаем над Байкалом!» - восторженно передавали в эфир наши первые космонавты. Видны были Урал, Волга, Каспий, Балти­ка, как складки и борозды на лике земном, и в ряду этих великих российских символов всегда на­ходится Байкал.

...Уникальные участки природы человечество сохраняет, прида­вая им особый статус. Четырнад­цать лет назад решением ЮНЕ­СКО озеро Байкал вошло в список Участков Всемирного природного наследия. Мировое сообщество обеспокоено вопросом сохран­ности голубого колодца планеты, содержащего в себе одну пятую часть земных запасов пресной воды. И этим актом 1996 года оно постановило хранить Бай­кал. Но гораздо раньше, десят­ки лет назад, появились первые российские особо охраняемые территории на берегах Байка­ла - заповедники, национальные парки. Сегодня на водосборной территории озера их десять, так называемых ООПТ.

Один из них, Байкальский запо­ведник, был организован в 1969 году. Территория его находится в средней части хребта Хамар-Дабан и занимает 165,7 тысячи гектаров в пределах Кабанского, Джидинского, Селенгинского му­ниципальных районов Республи­ки Бурятия. Ученый мир и обще­ственность республики, региона до сих пор высказывают чувство удовлетворенности этим право­вым актом в охране природы - созданием заповедника, по По­становлению тогда еще Совета Министров РСФСР. Потому что природа здешних мест поистине уникальна, и часть ее в границах заповедника должна сохраняться как образец для будущих поколе­ний.

В маленьком, тихом поселке Танхой на берегу Байкала, в окру­жении таежных склонов, у под­ножия горного хребта находится усадьба заповедника. Глазам при­езжающих открывается чудная картина, когда они поднимаются пешком по местной асфальтовой дороге, - теснящиеся, заходя­щие одна за другую вершины гор, острия самых дальних из которых покрыты снегом, проплывающие меж ними обрывки низких обла­ков или тумана, и на этом фоне -   современное,   красного   кирпича, с красной крышей, белыми арочными окнами, балкончиком над входом, - административное зда­ние заповедника. Рядом, окружен­ные деревьями, перелеском, стоят дома сотрудников заповедника. Ярко светит солнце, дышит све­жестью молодая листва и  густая, поднимающаяся после зимы трава, где-то в отдалении глухо шумит гор­ная речка, поют птицы. «Настоящая Швейцария!», - хочется воскликнуть самым впечатлительным и роман­тичным из гостей. В своих чувствах они будут недалеки от великого русского писателя А.П. Чехова, по­бывавшего в Забайкалье по дороге на Сахалин более ста лет назад. В минуты восхищения забайкальской природой он находил здесь все - и горы Кавказа, и долину Псла, и те­чение Днепра, и виды Швейцарии.

ОТДЫХ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ

Легкая ажурная железная из­городь отделяет здание с при­легающей территорией от жилой общественной зоны. Войдя сюда, посетители увидят много интерес­ного, редкостного. В этногородке народов Забайкалья есть и бурят­ская деревянная восьмистенная юрта с полным внутренним убран­ством, коновязью у входа, и эвен­кийский, крытый лиственничной корой, хранящий прохладу в лет­нюю жару и тепло в ветреную, до­ждливую погоду, чум, и русская парная баня с чайным домиком из круглых сосновых бревен. Бывают дни, когда в городке организуют по­каз бурятских обрядов приветствия гостей, поклонения местным духам, забивают барана. Ежедневно по объектам этногородка проводятся экскурсии, а по первому желанию поселившихся в Танхое посетите­лей заповедника топится баня. Ско­ро будет поставлен последний объ­ект - русская изба, возможно, изба старообрядцев.

Сотни экспонатов хранит музей природы в административном зда­нии. Чучела птиц и зверей, выпол­ненные замечательным мастером, одним из старейших сотрудников, Н. Володченковым; гербарии, кол­лекции насекомых, образцы дре­весных пород, почв, карты, фото­графии. Почти вживе, от горностая до медведя и изюбра, от крошечной птицы оляпки до глухаря и орлана, от жучка-древоточца до бабочки «адмирала», видят мир заповедни­ка посетители.

«Удивлены и восхищены! Пре­красно отдохнули!» - говорили го­сти из ближнего горнолыжного курорта, взрослые и дети. Жители Благовещенска, Уссурийска, Че­лябинска, они покидали поселок, увозя сувениры, буклеты, фильмы, брошюры, впечатления от дегу­стации блюд местной кухни и все­го увиденного за день. А ведь они,

эти гости, приезжавшие на ком­фортабельном автобусе, и шагу не шагнули на охраняемую дикую при­роду, не отдохнули в визит-центре со всеми удобствами. Не заводя посетителей в заповедный лес, на специальную экологическую тропу, дать им, вместе с тем, наивозможно полное представление об охраняе­мой территории, - это программа-минимум в просветительской ра­боте, туристско-рекреационном обслуживании. Многие могли ви­деть работу глубоководной экспе­диции «Миры на Байкале», выпол­нявшиеся погружения в соседнем поселении Клюевка.

В заповеднике организован зим­ний отдых, и опыт оказался успеш­ным. Мягкая, многоснежная зима привлекает в Танхой горожан на выходные дни. Гостям предлагали катание на охотничьих лыжах, сне­гоходе «Буран», санках обычных и санках-ледянках, обед на костре, развлекательные программы с элементами театрализации, воз­можность работы с природным поделочным материалом, оздо­ровительные процедуры. Кто при­езжал на отдых? Служащие разных ведомств, студенты из дальних го­родов, ищущие «экстремальных» впечатлений, воспитанники детско­го дома по специальной грантовой бюджетной программе. В визит-центре заповедника, на привок­зальной улице, гостей ждут номера разного уровня стоимости, питание по исключительно гибкой системе, определенный объем информации о заповеднике в разной форме и на разных носителях. В этом уют­ном кирпичном доме, озелененном снаружи и изнутри, с большими окнами, портиком над входом, оди­наково хорошо встретят и феде­рального министра, и небогатых студентов-велотуристов. «Добро пожаловать!», - говорит служащая С. Журавлева.

СИБИРСКИЕ СУБТРОПИКИ

Гости, приезжающие на срок более чем один день, идут походом по экотропе. Она начинается сразу за усадьбой заповедника, действует уже много лет и называется «В джунгли Хамар-Дабана». Именно так, джунглями, называл эти места профессор В. И. Смирнов, учёный-ботаник с мировым именем, и высказался за создание здесь заповедника. Учёные называют также южный берег Байкала и северный склон хребта Хамар-Дабан за повышенную влажность, необычайное разнообразие растений и животных «сибирскими субтропиками». Плодовые, декоративные растения южных широт приживаются здесь без специального укрытия благодаря мягкой зиме и высоким снегам. Растут розы, тюльпаны, ирисы и другие многолетники, хорошо родится клубника даже нерайонированных сортов. В обе стороны от Танхоя на равном удалении на­ходятся города Улан-Удэ и Иркутск, но в обоих центрах названные выше и очень многие другие байкальские растения не приживаются из-за континентальности климата.

Для ученых-ботаников заповед­ника важно другое - изучать редкие растения, реликтовые и эндемики, только в данном месте растущие. За годы работы они взяли на учет все виды высших растений, их на­считывается более 1000. Среди них более тридцати реликтовых, тех, что достались нам в наследство от третичных широколиственных лесов. Они ценны тем, что являют­ся свидетелями истории планеты Земля с доледникового периода. Идя на экскурсии по экотропе, альпийскому лугу, легко предста­вить себе, как миллионы лет назад здесь водились носороги, страусы, динозавры. Ледники наступали и отступали, все живое вымерзало, уходило в южном направлении, к экватору. Остались ель сибирская голубая, травянистые вальдштейния тройчатая, сверция байкаль­ская, весенник сибирский и другие. На экскурсии их покажет молодой ученый В. Краснопевцева, кандидат биологических наук, и другие со­трудники. По каждому виду живот­ных и растений, каждому их роду-семейству найдется специалист, который увлекательно расскажет о заповеднике, своей работе. Уче­ные Танхоя принимают коллег со всех уголков мира, сами участвуют в симпозиумах, форумах, конфе­ренциях, благодаря новым инфор­мационным технологиям увеличил­ся обмен знаниями, связь между разными областями науки. Посе­тители заповедника могут увидеть «Летопись природы», фундамен­тальный многотомный труд, рабо­та над которым идет десятилетия. Могут пользоваться библиотекой, телефонной проводной связью, электронной почтой, подключиться к Интернету, просматривать филь­мы о заповеднике. Есть достаточно электронных и других ресурсов, ко­торые позволяют гостям забирать с собой частичку заповедной при­роды, уносить в душе ее чарующие образы.

«Африка! Африка!», - кричит в восторге четырехлетний ребенок. Горожанин маленький, он в лесу раза два от рождения бывал, а такие огромные папоротники, похожие на пальмовые деревья, конечно, видит впервые. Все огромных размеров на южном Байкале - дельфиниу­мы в саду выше двух метров высо­той, кедры, ели, березы высоки и могучи, бывает, только со стороны их взглядом охватить можно. Гости поселяются на кордонах, зимовьях охранной зоны и любуются этой не­сказанной красоты природой. Уже обжиты домики у речки Дулихи, место отдыха «Албаки», сплошь поросшее лесной малиной, а на речке Мишихе когда-то ученые БГУ вели орнитологический учёт, изучали птиц, и до сих пор там можно отдохнуть, пополнить знания о природе.

ПТИЧИЙ РАЙ

В 150-ти километрах на восток от заповедника находится подведомственный ему федеральный природный заказник «Кабанский». Он образован в 1974 году, занимает площадь 121, 7 тыс. гектаров в дельте Селенги, главного притока Байкала. Здесь совершенно отличные от северных границ заповедника климатические условия. Жаркое дыхание монгольских степей, пустыни Гоби приносится сюда по течению красавицы Селенги. Ни тебе Хамар-Дабана, его за­градительного влияния от конти­нентальных крайностей, ни ве­тра «култук», одного из холодных и опасных байкальских ветров. Годовая амплитуда температур почти вдвое выше показателей Танхоя по данным гидрометео­станции в Сухой. И снежный по­кров здесь меньше держится, и высота его менее значительна.

Заказник «Кабанский» сохраня­ет в своих границах запасы бормаша, маленького эндемичного таммаруса, рачка-бокоплава. А он является основным кормом для омуля. Заказник служит ме­стом кормовых угодий, важным отрезком миграционных путей, нагула омуля и других ценных рыб. Именно поэтому заказник в дельте Селенги нужно сохранять, от него идет пополнение биоре­сурсами отдельных территорий, зависит благополучие Посольска, Истомина, Байкало-Кудары и дру­гих сел.

Дельта Селенги занимает пло­щадь в 540 тысяч гектаров и явля­ется одной из крупнейших в мире, наравне с дельтами таких рек, как Волга, Дунай, Амазонка. Главное, дельта - настоящий рай для птиц, и наличие заказника позволяет сохранять биологическое раз­нообразие всего здесь сущего. Птиц на пролете насчитывается, бывает, 5 миллионов особей (су­ществует специальная методика подсчетов)! А сколько их зимует в дельте, гнездится?!

Гости из зарубежных стран, других регионов России с удо­вольствием посещают заказник как образец водно-болотных уго­дий, находящихся под действием Рамсарской конвенции. Для по­сетителей благоустроен кордон, оборудованы смотровые площад­ки, которые обеспечены палатка­ми, аудиозаписями голосов птиц, подзорными трубами, бинокля­ми. В награду путешественникам бывает рыбацкая уха, запеченный на рожне омуль.

...Недавно директор заповед­ника В. Сутула присутствовал на совещании в Правительстве РФ по вопросам развития особо охраняемых природных терри­торий. В докладе министра МПР РФ Ю. Трутнева было упомянуто и о Байкальском заповеднике как модельной территории одного из биосферных российских резер­ватов. Заповедник получит госу­дарственную поддержку.

 

 

 

Назад в раздел