Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Литература и искусство / Фольклор / Сказки

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Небесная дева-лебедь

Буряты почитают лебедей, брызгают вслед им молоком. Об этом есть такой сказ.

Это случилось весной. Высокое небо сияло синевой, необъятная земля блистала свежей зеленью. Исчез лед на Байкале. По берегам его, словно огонь, заполыхал розовый багульник. Разливался вокруг терпкий запах цветущей черемухи. Под жгучими лучами солнца тянулся ввысь в деревьях сок. Это было время, когда расцветало все, что было голым и облезлым. Это была пора беспредельной власти любви. Пора, когда нарождались в гнездах и логовах птенцы и зверята.

Хоредой-хубуун охотился на берегу Байкала. Подкрадываясь, он стре­лял из лука и добыл уже немало дичи. Вдруг он услышал над собой чьи-то звенящие голоса. Задрав голову кверху, увидел в зеркально-ясном голубом небе серебристую вереницу лебедей. Они летели вниз, опускаясь недалеко от охотника. Спрятавшись за деревьями, Хоредой наблюдал за птицами. Лебеди с кликаньем сели на морской берег и, сбросив с себя оперенье, превратились в девушек. Потом они бросились в Байкал. Они шумно ныряли, плескались и обрызгивали друг друга водой. Тихо подкравшись, Хоредой взял оперенье одной из девушек.

Всласть накупавшись, девушки вышли на берег и стали одеваться. Только одна из них не смогла найти свою одежду, потерянно бегала она туда-сюда по берегу. Хоредой вышел из укрытья. Всполошились девушки и, превратившись в лебедей, взмыли в воздух. Только одна из них осталась, обнаженная, перед молодым парнем. У нее было прекрасное белое лицо, налитое гибкое тело, развевавшиеся до колен блестящие черные волосы.

Когда Хоредой стал приближаться к девушке, она с лебяжьими криками «гун-гун» забежала в воду. Там она стала плакать, умоляя вернуть ей одежду.                

‑ Прекрасная красавица, милая девушка! ‑ обратился к ней Хоредой. ‑ Выйди из воды! Я не буду насмехаться над тобой, унижать не буду. Я ‑ сын отца, имеющего имя, я ‑ дитя народа, имеющего славу! Стань моей женой, сохрани наш очаг, чтоб не погас наш огонь! Народи мне удалых сыновей. Буду поить тебя родниковой водой, угощать спелыми ягодами и плодами, омывать в чистой байкальской воде.

Внимательнее взглянула красавица на парня. Видит, это мужественный молодой мужчина в расцвете сил. Застучало сильнее взволнованное ее                                                           сердце, в душе стало расти, как цветок, теплое чувство. Вышла она на берег, подала руку Хоредою и пошла с ним вместе в его пышный белый дворец.

Перепрятав в укромном местечке одежду с лебяжьим опереньем, Хоредой одел прекрасную девушку в голубые шелка. Соединившись в семью, они обжились и все дни проводили в мире и согласии. Родились у них одиннадцать детей.                                                                                         

Однажды осенью, когда над их жилищем целый день тянулись к югу караваны перелетных птиц, обратилась к Хоредою его жена.              

‑ Мы так давно живем с тобой, начали уже стареть, ‑ стала говорить жена. ‑ Я родила тебе, мой милый муж, одиннадцать детей. Достань, пожалуйста, мою девичью одежду. Полюбуюсь на нее, покрасуюсь в ней.

Послушался ее Хоредой-мэргэн. Достав из тайника лебяжью одежду, отдал ее жене. Она надела ее и превратилась в белую лебедь. Потом обра­тилась к семье:

‑ Супруг мой дорогой, Хоредой! Любимые сыновья мои, богатыри! Живи­те долго и счастливо! Дети мои, станьте отцами-прародителями одиннадцати родов, идущих от Хоредоя-батюшки и лебедицы-матушки! ‑ сказав такое благопожелание, взлетела она к дымовому отверстию-тоону.

Хоредой, любивший побаловаться вином, как раз в это время обмазывал  глиной котел для перегонки архи. Пытаясь удержать ее, он лишь вскользь задел грязной рукой лебяжьи лапки. Женщина-лебедь взмыла в сине-лазоревое вечернее небо.

Говорят, с той поры у белых птиц-лебедей черные лапки. Имена один­надцати детей Хоредоя и птицы-лебеди такие: Галзууд, Харгана, Хуасай, Хубдууд, Баганай, Шарайт, Бодонгууд, Гушад, Сагаан Худай и Халбин. Умножившись числом, их потомки составили нынешние одиннадцать хоринских родов.

Поэтому хоринцы чтут птицу-лебедь. Для них убить лебедь - это все равно, что покуситься на жизнь родной матери. Услышав голоса пролетающих лебедей, женщины выходят на улицу и совершают, брызгая молоком, обряд поклонения священной птице.                                                                    

 

Назад в раздел