Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Озеро Байкал / Экология Байкала / Экология и экономика / Промышленные предприятия / БЦБК (Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат)

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Голубая муть БЦБК

Автор:  Шишмарёва Л.
Источник:  Мир Байкала. - 2010. - № 1 (25). - С. 6-7.

Байкальский целлюлозно-картонный комбинат стал поистине вечным прокляти­ем для тех, кто когда-то ре­шил построить его на берегах свя­того озера. Все три месяца с начала нового года внимание мировой об­щественности было опять привле­чено к Байкалу.

НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Постановление Правительства РФ за №1 от 13 января 2010 года «О внесе­нии изменений в перечень видов дея­тельности, запрещенных в Централь­ной экологической зоне Байкальской природной территории», в соответ­ствии с которым разрешалось возобно­вить деятельность БЦБК, означало от­крытие новой, не очень чистой страни­цы истории этого комбината. Народ за­волновался. Обрадовались лишь те, кто ранее работал на комбинате и за тот промежуток времени, что он был при­остановлен, не смог никуда устроить­ся. Чему же радоваться? Целлюлозное производство ‑ вода, пар, запах, и ни­какие великие деньги не могут ком­пенсировать тяжелый физический труд и утраченное здоровье.

Наука, общественные организации подняли новую волну. На внеочеред­ной сессии Народного Хурала Респу­блики Бурятия Арнольд Тулохонов, ди­ректор БИП СО РАН, призвал парла­ментариев обратиться к В.В. Путину с открытым письмом. Оно было состав­лено, но подписались под ним не все. Аргументы у каждого свои. Письмо в Москву все же было отправлено.

Не прошло и недели, как в Москве собирается расширенное заседание Русского географического общества (РГО). Безусловно, не заметить присут­ствие на нем олигархов, единороссов и наших братьев ‑ великих руководите­лей от журналистики просто было не­возможно. Потому как их было боль­шинство, и на этом фоне очень скром­но выглядели представители науки. В.В. Путин поделился новой нацио­нальной идеей, которая заключается в собирании земель российских, их гло­бальном пиаре и поддержке научных проектов. И, конечно, решил объяс­ниться с присутствующими по БЦБК. Ведь он наверняка понимал свое двус­мысленное положение: как глава по­печительского совета РГО призван за­щищать и охранять природные богат­ства России, а он дает разрешение воз­обновить БЦБК и сбрасывать грязные отходы в озеро Байкал. Надо было объ­ясниться.

Все понимали, аргумент, что ком­бинат работает с 1965 года и вроде как должен работать и впредь, мягко гово­ря, слабоват. Население Байкальска в 14 тысяч человек не могут занять ра­ботой, и потому надо загрязнять Бай­кал ‑ опять же провальный. Ну а по­следние использованные им доводы, что БЦБК сбрасывает в Байкал мень­ше сточных вод, чем все другие пред­приятия и города, в том числе Иркутск (его сточные воды могут навредить Байкалу, если Ангара потечет вспять), Улан-Удэ и Гусиноозерский промузел (это ж 300 км от озера!), у ученых вы­звали тихую грусть и сожаление за тех, кто подобные невежественные бумаж­ки подсовывает председателю Прави­тельства. Потому как существуют тома добротных научных отчетов, госдокла­дов о состоянии озера, а при этом пре­мьер приводит такие сравнительные данные о загрязнении его, что стано­вится очевидным: ни он, ни его рефе­ренты никогда этих работ не открыва­ли. В общем, голубая муть.

Однако есть самый сильный аргу­мент: «Я сам спускался на дно Байкала. Я видел ‑ вода чистая». Так ведь Вла­димира Владимировича не возле тру­бы БЦБК в батискафе «катали», а воз­ле Ольхона, где в принципе промыш­ленности быть не должно. Да и невоз­можно визуально точно сказать, на­сколько загрязнено или нет озеро, для этого люди годами в лабораториях ра­ботают. Вот и сейчас будут на грантовские деньги РГО осуществлять иссле­дования. Проект «Байкал через призму устойчивого развития» получил 5 мил­лионов рублей. Хочется верить, что ре­зультаты исследований, выделенные общественной организацией, каковой является РГО, но спонсируемой оли­гархами, будут объективными.

НА УЧЕНОМ СОВЕТЕ СО РАН

В Иркутске в эти же дни прошло засе­дание бюро Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал, куда при­ехал из Новосибирска председатель СО РАН, академик А.Л. Асеев. Ученые убеждены, что особенностью ситуа­ции в г. Байкальске является не толь­ко тяжелейшее экономическое положе­ние, которое сложилось из-за неэффек­тивного управления БЦБК и его оста­новки по решению руководства компа­нии «Континенталь Менеджмент», но и значительные экологические проблемы. Учет экологической составляющей в клубке проблем г. Байкальска в дан­ном случае столь же значим, как и экономической и социальной.

Высказанное академиком Р.И. Нигматулиным в Иркутске летом 2009 г. мнение о чистоте озера Байкал было неверно истолковано как заключе­ние об отсутствии негативного воздей­ствия производственной деятельности Байкальского ЦБК на экосистему озе­ра Байкал и прилегающую территорию. В действительности, учеными Россий­ской академии наук, в первую очередь Сибирским отделением РАН, на протя­жении более 40 лет проводятся иссле­дования, которые свидетельствуют как о фиксируемом антропогенном воз­действии Байкальского ЦБК и прогно­зах среднесрочных и отдаленных по­следствий этого воздействия, так и о существенных экологических рисках целлюлозно-бумажного производства.

Председатель научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал академик М.И. Кузьмин говорил о необхо­димости перепрофилирования БЦБК и недопустимости запуска БЦБК со сбро­сом сточных вод в Байкал на встрече с премьером 1 августа 2009 года, а так­же в письме, направленном 16 декабря 2009 года.                                                 

‑ Комбинат работает с использо­ванием технологии, которая была раз­работана в начале 60-х годов. Основное технологическое оборудование БЦБК за более чем 40 лет практически не изме­нились. В результате, в водах, сбрасываемых БЦБК, отмечались высокие кон­центрации фенола, превышенные по от­ношению к ПДК для водных объектов, повышенное содержание хлорид ‑ и сульфат ионов. Отмечалось повышен­ное содержание ПХБ, источники кото­рых до конца не ясны. Но самое главное, в окрестностях БЦБК присутствуют в воздухе высокие концентрации дурно-пахнущих соединений двухвалентной серы ‑ сероводорода, метилмеркаптана, диметилсульфида и диметилдисульфида. Запах меркаптанов отчётливо ощущается на расстоянии до 70 киломе­тров. БЦБК выбрасывает в сутки одну тонну дурнопахнущих веществ. Концен­трации меркаптана в населённой ча­сти г. Байкальска превышали предельно-допустимую концентрацию в 10 и бо­лее раз. Это приводит к существенному дискомфорту для человека в самом горо­де и его окрестностях.

В соответствии с Государственным до­кладом «О состоянии озера Байкал и ме­рах по его охране в 2007 году» (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Москва, 2008, таблица 1.4.11.1), доля объема выбросов в атмосферу Байкальским ЦБК от общего объема выбро­сов всеми источниками (включая предприя­тия, организации, ЖКХ и др.) в центральной экологической зоне Байкальской природной территории составляет 51%, аналогичный показатель по сбросам сточных вод ‑ 86%, и по образованию отходов ‑ 42%.

Значительные выбросы метилмеркаптана, диметилсульфида, диметилдисульфида от­рицательно действуют на здоровье челове­ка. Совместное влияние этих веществ вызыва­ет значительные раздражающие действия на дыхательную систему, угнетает окислительно-восстановительные процессы, вызывает нару­шения углеводного обмена, оказывает отрица­тельное влияние на состояние белковых моле­кул человека. Исследования показали неблаго­приятное влияние этих веществ на репродук­тивную функцию женщин. Сотрудники НИИ медицины труда и экологии человека ВСНЦ СО РАМН установили, что у женщин детород­ного возраста, испытывающих воздействие метилсернистых соединений, наблюдается по­вышенная частота осложнений во время бере­менности и родов. Установлены такие наруше­ния: патология плаценты, угроза прерывания беременности, возможность выкидыша (риск составляет 54-76%).

«Мы понимаем, что потерявшие работу жители г. Байкальска должны быть материально обеспечены вплоть до на­чала эксплуатации новых предприятий в городе. Средства, которые пла­нируются в виде дотаций на возоб­новление производства целлюлозы на БЦБК, наверно, более рационально  было бы направить на поддержку уволенных работников комбината на перепрофилирование производства в г. Байкальске. В частности,        превращение г. Байкальска в туристиче­ский центр сможет решить многие вопро­сы занятости населения города. Кроме того, г. Байкальске возможно развернуть производ­ство лекарственных препаратов из сибирской лиственницы, изготовление кремниевых солнеч­ных батарей и модулей, другие производства, запланированные на ближайшие годы в Иркут­ской области. Наконец, производство бутилированной байкальской воды, которая так необ­ходима для азиатского континента, в полном масштабе не может быть налажено, пока действует комбинат. Так же до его перепрофилирования нельзя решать вопросы создания привлекательных рекреационно-туристической и спортивно-оздоровительной зон в г. Байкальске», говорится в обращении ученых.    Не согласиться с весомыми аргументами ученых нельзя. В такой великой  державе, как Россия, во спасение такого великого озера, как Байкал, власти не могут решить проблему трудоустройства  1500 человек? Или не хотят?

Назад в раздел