Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Электронная библиотека / Озеро Байкал

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

За святым носом

Автор:  Сорокин Ф.
Источник:  Свет над Байкалом. - 1956. - № 6. - С. 137-142.

Утренние сумерки прячутся среди расселин высоких скал, быстро убегают в глубину бесконечной тайги, уступая место наступающему новому дню. Из-за туч далекого горизонта прорывается пер­вый солнечный луч. Он осыпает светом вершины гор, опускается все ниже и ниже, касается изумрудно-зеленой по­верхности Байкала, который начинает искриться   всеми цветами радуги.

Рассекая байкальскую волну, вдоль скалистых берегов озера идет буксир­ный пароход «Байкал». Позади, за его кормой, на стальном тросе движется огромная баржа.

Капитан парохода Николай Алексеевич Кузьменков по традиции моряков с исходом солнца поднимает флаг корабля. Проходит несколько минут, быстро рассеиваются остатки тумана, и не­ожиданно со стороны правого борта по­шляется оконечность полуострова Святой Нос.

С палубы хорошо видна вышка маяка, примостившегося на самой верхушке крутой скалы; ниже, у самого берега,‑ видны две березы. Кажется, что они охраняют вход в небольшую бухточку; дальше ‑ беспорядочное нагромождение скал и сколько хватает глаз ‑ тайга без конца и края.

Сколько сокровищ таят в себе глубины озера, окружающие его горы и величе­ственная тайга! В пучине озера-моря во­дятся сотни видов животного и расти­тельного мира, и среди них знаменитый омуль, живородящая голомянка и бай­кальский тюлень-нерпа. В недрах rap-полезные ископаемые, в тайге‑колос­сальные запасы ценной древесины. А сколько здесь зверей! В таежных дебрях бродят сохатый, изюбрь, кабарга, горно­стай, белка, рысь, росомаха, колонок, выдра и знаменитый баргузинский со­боль, чей красивый и прочный мех вы­соко ценится на мировых рынках.

Полуостров Святой Нос, пожалуй, яв­ляется самым излюбленным местом оби­тания медведей во всей баргузинской тайге.

Охота на медведя требует смелости и силы. Его промышляют самые опытные охотники. Жителям прибайкальской тайги хорошо известно имя знаменитого медвежатника Егора Андриановича Шелковникова, который уже добыл много десятков медведей.

‑ Счастливый, видать, ты, Егор Андрианович, ‑ сказал кто-то шутя знамени­тому медвежатнику. ‑ Говорят,    сорок седьмой медведь обязательно    задирает охотника, а ты еще цел.

‑ Неумелого охотника и первый мед­ведь задерет, ‑ ответил также   шуткой Егор Андрианович.

Прирученных медведей можно часто встретить в прибайкальских селах. При­ручили медведя и матросы    буксирного парохода. Мишка свободно бродит по па­лубе и чувствует себя, как дома. Бывает, зазевается повар, а Мишка тут как тут. Схватит лакомый кусок и удирать. Мед­вежонок настолько осмелел, что при удобном случае может забраться лапой в тарелку матроса. Мишка стал общим любимцем команды, с которой он совер­шает рейсы по Байкалу в любую пого­ду. Буря ему нипочем. Заберется в угольный склад и спокойно отсыпается. ...Остается позади мыс Святой Нос. Мимо проплывают причудливой формы скалы, непроходимая тайга. Впереди вырисовывается небольшой скалистый остров, расположенный у входа в Чивыркуйский залив. Рыбаки называют этот остров воротами в Чивыркуй. Здесь буксир делает плавный поворот вправо и берет направление на середину Байкала. Нам повезло. По нашей прось­бе к пароходу пришвартовался катер, идущий в Чивыркуйский залив, и при­нял нас на свой борт.

У ЗМЕИНОЙ ГУБЫ

За Святым Носом, недалеко от Зме­иной Губы, добывает омуль сетевая бри­гада известного на Байкале рыбака Ар­гала Будеевича Будеева. Недавно бри­гада отметила 68-летие своего бригадира, который всю свою жизнь провел на Бай­кале. Несмотря на свой возраст, Аргал Будеевич имеет острое зрение, крепкие руки и завидную выносливость. Старый рыбак еще не думает отправляться на заслуженный отдых: он охотно пере­дает свой опыт молодежи и готовит се­бе смену. В его бригаде старательно тру­дятся Даши Дармаев и Геннадий Зимирев. Посмотреть только на этих шестнад­цатилетних рыбаков ‑ рослые, широко­плечие, с обветренными лицами, в тело­грейках и высоких резиновых сапогах, ‑ они имеют вид бывалых рыбаков.

‑ Давно работае­те?‑ спросите. Отве­тят: ‑ давно, почти год. Несколько мень­ший стаж имеет рыбач­ка Люба Кольцова. Она прибыла из колхоза летом вместе с други­ми молодыми колхоз­никами. В начале было трудно, укачивало, от тяжелой непривычной  работы ныли руки. На­шлись такие, что не выдержали, смалодуш­ничали и сбежали, а Люба выдержала, оста­лась. Она не только трудится наравне с ос­тальными рыбаками, но успевает и по хо­зяйству:   готовит    рыбакам обеды, смотрит за чистотой в зимовье, находит время, чтобы сбе­гать по ягоды. Старательная моло­дежь радует сердце старого рыбака. На­до, скажем, выйти ночью в море ‑ жалоб не услышишь. Хорошие у него помощ­ники. Недаром идет добрая слава о его бригаде и она значится в числе лучших среди бригад, промышляющих в Чивыркуе.

Нынешним летом на каникулы к Ар­галу Будеевичу приезжал его сын Илья, студент Иркутского медицинского института. Илья не сидел сложа руки. Он помогал бригаде на рыбалке, готовил обеды, в случае необходимости ‑ лечил больных. Изучал будущий медик и го­рячие источники, пробивающиеся из-под земли по другую сторону Змеиной Губы. Свои наблюдения студент записы­вал в дневник. «Змеиный источник» имеет воду со значительной концентра­цией сероводорода, температура воды доходит до 41‑42 градуса выше нуля. Интенсивный выход воды‑на площади 150‑200 метров. Есть основание пред­полагать, что источник вполне пригоден для лечения ревматических заболева­ний».

РЫБАЦКАЯ СТОЛИЦА

У Змеиной Губы, где облюбовал себе место Аргал Будеевич, чередуются один за другим уловистые места. Косяки рыбы пересекают Чивыркуй из края в край. Поэтому не случайно рыбаки называют его золотым дном. Ловят здесь рыбу круглый год, особенно удачлива быва­ет зима. Сюда собираются десятки рыбо­ловецких бригад Баргузинского аймака.

На всех хватает рыбы. В заливе, за мысом, в живописной местности «Покой­ники», расположен Курбуликский рыбо­приемный пункт. Это пугающее    название, видимо, оставили монахи посольско­го монастыря, которые в старое время владели рыболовецкими плесами Чивыркуя.

По преданию, там где сейчас распо­ложен рыбоприемный пункт, когда-то промышляла по найму рыболовецкая ар­тель. Как-то рыбаки до отвала поели осетра, а затем напились холодной бай­кальской воды. После этого рыбаки ста­ли умирать в страшных мучениях. Ник­то не смог помочь умирающим людям. Покойники долго пролежали на берегу, пока их не обнаружили совершенно слу­чайно. В память погибших трагической смертью эта местность была названа « Покойниками».

За годы советской власти, неузнавае­мо изменился Чивыркуйский залив. Взять те же «Покойники». Слов нет, да­леко-далеко отсюда до больших населен­ных пунктов, но труженики этого уголка Байкала живут одними интересами со всеми советскими людьми. В поселке есть клуб, рыбаки и рыбачки заняты в кружках художественной самодеятель­ности, рабочие рыбоприемного пункта смотрят кинокартины. Есть в поселке библиотека, школа, амбулатория, мага­зин, по вечерам горит электрический свет, жители поселка слушают радио. Об этой жизни в старое время рыбаки не могли и мечтать. Жизнь в поселке не отвечает пугающему названию. Неслу­чайно поэтому Курбулик называют ры­бацкой столицей.

Далеко в прошлое ушел тяжелый из­нуряющий труд рыбаков. С Баргузина, Ольхона сюда, в Чивыркуй, шли рыбаки на гребях по нескольку суток. Моторов не было тогда и в помине. Другое дело сейчас. Например, от Усть-Баргузина рыбаки доходят катером менее чем за полсуток. Моторные катера и лодки имеют все колхозные и гословецкие бригады. За весла рыбакам приходится браться очень редко, иногда ради раз­влечения, чтобы поразмяться.

... Рано просыпается Курбулик. По поселку разносится медный звон коло­кола, извещающий о начале работы на рыбоприемном пункте. К тому времени к пирсу пункта пристают моторные лодки и катера со свежим уловом. Как всегда, на пирсе можно увидеть мастера ры­боприемного пункта Евгения Николае­вича Петрова. Он определяет сортность рыбы, весовщик выдает бригадам кви­танции. Вот бригада колхоза имени Хру­щева, которой руководит М. Липанов, получила квитанцию на 12 центнеров омуля. Квитанцию на 15 центнеров по­лучает бригадир колхоза имени Чапаева В. Меньшиков. Отменный омуль сдала бригада колхоза имени Кирова П. Кирпичева и знакомого нам Аргала Будеевича Будеева. Тут же рыба поступает в засол в четырехтонные чаны.

Евгений Николаевич Петров зареко­мендовал себя знающим дело работни­ком. В нынешнем году он пополнил свои знания на шестимесячных курсах масте­ров обработки рыбы в Ленинграде. На пункт прибыла в нынешнем году Галина Киреева, окончившая Тобольский рыбо­промышленный техникум. Сейчас на пункте уже работает несколько человек, имеющих специальное образование. Яс­но, что возросла производственная куль­тура на пункте, улучшилось санитарное состояние, механизируется производст­венный процесс обработки рыбы. На пункте установлена льдодробилка. Она за час заготавливает льда на весь день работы, тогда как до недавнего време­ни на дроблении льда пешнями было за­нято в течение смены несколько человек.

Прессовку рыбы теперь выполняет электропресс, повышающий производи­тельность труда в несколько раз.

На пункте создан крепкий и дружный коллектив. На доске показателей социа­листического соревнования указаны име­на лучших людей производства, дающих по полторы нормы в смену и выше: Мария Пушкарева, Евдокия Шакшиева, Любовь Раева, Полина Петрова, Тамара Агапова, Раиса Биянова,   Надежда Шелковникова, Анатолий   Соколов, Павел Марченко и Иван Агапов.

Эти люди шлют с далекого Курбулика бочки отличного засоленного байкальского омуля   

‑любимого деликатеса сибиряков.               

Рыбаки      Чивыркуя    дают несколько больше   одной    третьей    части   добываемой    рыбы по Баргузинскому     рыбокомбинату.                                     

За июль и август Чивыркуйские    рыбаки добыли,     а       пункт    переработал     бо­ге 2700 центнеров рыбы    при   квартальном задании    1700    центнеров.    В внешнем сезоне по сравнению с прошлым  годом поступило   в       переработку больше таких ценных пород рыбы, как гуль, сиг и хариус.

МАСТЕР ВЫСОКИХ УЛОВОВ

Со стороны Курбулика хорошо виден живописный мыс Катуни. Под горой, в скольких метрах от берега стоят два новых бревенчатых здания с широкими окнами.

Несколько ступенек приводит в помещение; на подоконниках‑живые цветы. Дальше дверь ведет в просторную спальню. Вдоль стен рядами стоят кровати и с панцирными сетками. На длинном  столе‑груды книг, газет, журналов, углу радиоприемник. Комнату заполняют звуки музыки. Всюду виден порядок и чистота.

Здесь живет рыболовецкая бригада Виктора Васильевича Меньшикова из колхоза имени Чапаева, Баргузинского аймака.

‑ У нас пока нет только электричества, ‑ говорит Виктор Васильевич, ‑ придет время и мы будем его иметь, правление артели не жалеет средств для того, чтобы рыбаки жили в культурных условиях.‑ И на приятном, бронзовом от загара лице бригадира, повилась улыбка. Виктор Васильевич охотно рассказывает о каждом рыбаке и ры­бачке, но скуп на слова, когда заходит речь о нем.

Но нам пришлось слышать об этом трудолюбивом человеке еще раньше. С юношеских лет трудится на Байкале Виктор Васильевич. Сейчас, пожалуй, нет здесь такого угол­ка, где бы не знали его имени. Нынешний год принес Виктору Ва­сильевичу новую   трудовую славу.

Вспоминается такой случай. Бригада добывала рыбу ставным неводом в Чивыркуйском заливе в местности Кедров­ка. Долгое время рыбаки возвращались в зимовье с пустыми руками. Многим ка­залось, что удача оставила рыбаков. За­то бригадир был уверен, что выбрал для ставника самое подходящее место, хотя и мало изученное. Но рыбы все не было. В довершение всех бед рыбаки обнару­жили, что в ставнике под водой произош­ло что-то неладное, из-за чего не под­нималось дно ловушки.

На устранение помехи надо было по­тратить не один день. Но Виктор Василь­евич решил трудную задачу по-своему. Он обвязал себя веревкой и прикрепил к ней двухпудовый камень. С большим трудом удалось уговорить рыбаков опус­тить его с этим грузом в холодную воду Байкала на одиннадцатиметровую глу­бину.

Крепко удерживая конец веревки, люди затаили дыхание, томительно долго текли секунды... Проходит первая, затем вторая минута, а Меньшиков все не по­дает условный знак к подъему. И толь­ко на третьей минуте заколыхалась веревка, рыбаки стали поспешно ее выби­рать. Все обошлось благополучно. Ока­залось, что один из канатов сошел со своего места, и Виктор Васильевич уста­новил его в рабочее положение.

С этого памятного дня чапаевцы еще больше стали ценить своего самоотвер­женного бригадира.

Вскоре Виктор Васильевич Меньшиков смонтировал на ставнике специальное приспособление, при помощи которого легко извлекается из-под воды полотно невода.

Постоянные высмотры и терпение воз­наградили рыбаков. В июле в одну из очередных подрезок невода бригада до­была около двадцати двух центнеров омуля. На второй день‑70 центнеров, а на третий‑124 центнера рыбы.

Весть о трудовом успехе бригады бы­стро облетела Байкал.

За каких-нибудь семь дней бригада Меньшикова сдала на рыбоприемный пункт 470 центнеров рыбы и в конце июля   выполнила годовое   задание.

Не ослабляли рыбаки трудового на­пряжения и в последующее время. За июль и август бригада добыла    тысячу центнеров рыбы, вместо 300 центнеров по заданию на квартал.

С подъемом трудятся под началом Виктора Васильевича Меньшикова ста­рые и молодые рыбаки. Из-за недоста­точного количества людей в бригаде каждому рыбаку приходится работать-за двоих и троих. Но никто не жалует­ся на трудности. В бригаде работают вы­носливые и трудолюбивые колхозники Дмитрий Шелковников, Иван Дученко, Зинаида и Валентина Меньшиковы, Фе­дор Низовцев и другие.

Успехи бригады Виктора Васильевича Меньшикова способствовали тому, что колхоз имени Чапаева еще в августе вы­полнил годовой план лова и дал стране дополнительно 600 центнеров рыбы.

Необозримы просторы Чивыркуйского залива, окружающих его гор и непро­ходимой тайги. Советские люди напря­женно трудятся здесь, чтобы пробудить к жизни и поставить щедрое богатство края на службу своей Родине. Ни на один день не прекращается созидатель­ный труд рыбаков даже в самые лютые зимы, когда забайкальские морозы креп­ко-накрепко скуют льдом Чивыркуй и оденут тайгу в белоснежный наряд.

Назад в раздел