Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Озеро Байкал / Экология Байкала / Экология и экономика / Промышленные предприятия / БЦБК (Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат)

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Вечное "проклятие" БЦБК

Автор:  Яшин А.
Источник:  Мир Байкала. - 2008. - № 2 (18). - С. 60-63.

О закрытии Байкальского целюлозно-бумажного комбината начали думать едва ли не сразу уже после его запуска, боле сорока лет назад. К рубежу тысячелетий, казалось, додумались и разработали программу перепрофилирования комбината, деньги под которую в 2002 г. Выбивал во Всемирном банке сам Путин. Однако уже в 2005 г. Новые собственники предприятия в лице управляющего компанией «Континент Менеджмент» программу решили не выполнять, и проблемное градообразующие производство вновь оказалось в подвешенном состоянии. Последний виток напряженности вокруг комбината связан с действиями Росприроднадзора, который 3 октября 2007 года обратился в Иркутский арбитражный суд с иском о приостановке работы БЦБК, а позже предъявили комбинату иск о возмещении ущерба и направил предписание о временном запрете деятельности.

Фабрика абсурда

   Решение о строительстве постоянно­го источника загрязнения водной среды в сейсмоопасной зоне побережья Байкала было проявлением пресловутого хрущевс­кого волюнтаризма Генсек, по преданию, сказал «Я работаю, и Байкал должен» Не­согласных с самого начала было немало Говорят, рабочие Уралмаша выступили тогда с инициативой собрать по рублю с каждого жителя страны, чтобы на эти средства построить комбинат в другом месте   Но перечить генеральному секретарю никто не стал, такое было время Гораздо меньше поддается объяснению последующая эпопея комбината, затянувшаяся на десятилетия, несмотря на все более очевидный вред целлюлозно-бумажного производства.

   В советское время с БЦБК ничего поде­лать не могли предприятие имело статус оборонного Для покрытия ракет исполь­зовался корд, при производстве которого был необходим приток чистой холодной воды На волне перестройки и разоружения, в 1987 году вышло знаменитое постановление Совета министров, в котором было предусмотрено закрытие БЦБК к 1993 году. Ученые Иркутского научного центра впервые составили тогда подробный перечень причин, по которым предприятие следует закрыть. Кроме отравления ядовитыми стоками, комбинат является источником выбросов в атмосферу, сжигая токсичные твердые отходы – лигнин. Разрабатывались планы перепрофилирования БЦБК - всего придумали 12 различных вариантов использования комбинат в том числе и в качестве мебельного производства. Тем временем оборудование комбината выработало свой курс, а отходом производства, прежде всего лигнина, к 1989 году накопилось на берегах Байкала около 400 тыс. тонн.

   Восемь лет назад у комбината появился частный собственник – «Базовый элемент» Олега Дерипаски, представленный управляющей компанией «Континенталь Менеджмент».

   «Базэл» пытался тогда построить в Иркутской области лесопромышленный холдинг, в который входил бы Усть-Илимский ЛПК, Братсккомплексхолдинг и, как одно из звеньев технологической цепи, Байкальский комбинат. Планам этим помешал конкурент – корпорация «Илим Палп», и в итоге «Базэлу» достается только БЦБК. Чтобы извлечь хоть какую-то выгоду из этого актива, новые собственники довели производство целлюлозы до 180-200 тыс. тон в год, т.е. до опасного предела эксплуатации изношенного оборудования комбината.

   В 2002 году была разработана новая программа перепрофилирования комбината, предусматривающая решение важнейших задач, актуальных и по сей день: перевод БЦБК на замкнутый водооборот, и запуск канализационных очистных города Байкальска (канализационные стоки Байкальска проходят через очистные комбината, собственных у города нет). Далее планировалось перевести БЦБК на выпуск альтернативной продукции – например, бумаги, картона, и бумажных изделий из привозной целлюлозы, отказавшись от варки целлюлозы на месте - самого экологически опасного процесса в технологии Байкальского комбината. На третьем этапе должны были решаться социальные проблемы города. Две трети денег, требующихся на внедрение замкнутого водооборота, готов был предоставить всемирный банк. Президент России Владимир Путин лично поставил вопрос о предоставлении кредита, и, когда президент Всемирного банка Пол Вульфовиц пообещал ему «рассмотреть вопрос», Путин настоял: «Вы не рассмотрите, а решите его». Кредит на сумму 22,4 млн. долларов предоставляется на срок 10 лет под 9-10% годовых. Еще треть денег – 11 мнл. Долларов – должен был выделить сам комбинат. Государство со своей стороны бралось финансировать строительство очистных сооружений. Однако в марте 2005 г. Представители компании «Континенталь менеджмент», ссылаясь на оценку финских экспертов, сообщил что программа неэффективна, и выполнена не будет. В результате кредитные ресурсы были отозваны, а «замкнутый водооборот» до сих пор остается чем - то вроде магического заклинания.

Последнее байкальское предупреждение

   В конце октября 2007 г. На первом заседании Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев предупредил БЦБК о возможных санкциях контролирующих органов, поскольку на комбинате так и не была запущенна система бессточного водопользования, а уровень загрязняющих веществ в промышленных сбросах значительно превышал нормативы. Компания фактически проигнорировала требования природоохранных властей. В ноябре была проведена проверка, которая показала, что комбинат осуществляет неразрешенный сброс загрязняющих веществ в Байкал и пользуется водным объектом без разрешительных документов. По результатам проверки, 3 октября Росприроднадзор обратился в иркутский арбитражный суд с иском о приостановке работы БЦБК, а позже Минприроды решило предъявить комбинату иск о возмещении ущерба на 475 миллионов рублей.

   В свою очередь хозяева БЦБК в региональной прессе развернули компанию с упором на возможность социального взрыва и прочих катастрофических последствий, к5оторое вызовет исполнение требований Росприроднадзора. Руководство комбината нашло контраргументы по всем направлениям: в письме, направленном в ряд инстанций, отмечалось, что остановка деятельности БЦБК повлечет «остановку ТЭЦ, прекращение поставки тепловой и электрической энергии в город и необходимость отправить трудовой коллектив в вынужденные отпуска с последующем уведомлении о сокращении». В том же духе высказался и глава администрации города Байкальска Валерий Пинтаев: «какие бы доводы не приводил Росприроднадзор, совершенно ясно, что останавливать БЦБК нельзя. Это чревато социальным взрывом – на предприятии работают 2000 человек». Кроме того, представители комбината указали на то, что одно предприятие Иркутской области не имеет разрешительных документов на водопользование, поскольку правительство России не установило порядок подготовки и заключения данных договоров. Специалисты со страниц газет рассказали об угрозе гибели активного ила в очистных в случае остановки комбината посреди зимы. Поддержка комбината и администрация Иркутской области, заявившая, что остановка БЦБК недопустима, ведь в этом случае канализационные стоки города Байкальска, которые обрабатываются очистной системой предприятия, будут сбрасываться напрямую в Байкал. В ответ заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что приостановка коснется только того производственного цикла, в результате которого в озеро сбрасываются промышленные стоки. Это не повлечет остановку всех производственных процессов на предприятии, в том числе работы очистных сооружений, принимающих стоки города Байкальска, работы ТЭЦ, электро- и теплоснабжения города. В тоже время министр природных ресурсов Юрий Трутнев отметил, что Байкальский ЦБК будет закрыт навсегда уже в сентябре 2008 года, если на предприятии не будет установлен замкнутый цикл оборота воды.

   Митволь обвинил руководство БЦБК в попытке шантажировать власти, а отдельные высказывания представителей БЦБК в Росприроднадзоре квалифицировали как «публичные призывы к экстремистской деятельности», что стало основанием для обращения в Генпрокуратуру. Так же О. Митволь направил в органы прокуратуры и МВД России ходатайство о возбуждении в отношение руководства компании уголовного дела по ст.171 Уголовного кодекса РФ (незаконное предпринимательство) и увеличил примерно в шесть раз сумму иска – до 3,212 миллиарда рублей.

Суд да дело

   Судебные разбирательства по искам Росприроднадзора о приостановке деятельности Байкальского ЦБК и взыскании ущерба неоднократно переносились. В марте 2008 г. Стороны предприняли попытку примирения. Руководитель Росприроднадзора Владимир Кирилов провел совещание с участием представителей Росприроднадзора, администрации Иркутской области, генерального директора ОАО «Байкальский ЦБК» Виктора Вороновича и мэра г. Байальска Валерия Пинтаева. По итогам совещания был подписан протокол, согласно которому БЦБК и администрация Иркутской области взяли на себя ряд обязательств.

   До 15 августа 2008 г. Администрация Иркутской области обязалась решить главную проблему – ввести в эксплуатацию очистные сооружения города Байкальска. Это в свою очередь должно позволить БЦБК до 15 августа 2008 года прекратить запрещенную в центральной экологической зоне Байкальской природной территории деятельность по производству целлюлозы без использования бессточных систем водопользования и ввести в действие систему замкнутого водооборота. До 28 апреля 2008 г. Комбинат обязан был представить в Росприроднадзор план мероприятий по снижению негативного воздействия от хозяйственной деятельности предприятия на состояние подземных вод.  

 Казалось, долгожданная «дорожная карта» для решения проблем БЦБК разработана. 29 апреля Юрий Трутнев предложил перенести рассмотрение судебных исков Росприроднадзора (РПН) к БЦБК на август, при условии, что ЦБК выполнит свои обязательства по охране окружающей среды. Но уже в середине мая Олег Митволь заявил, что комбинат взятые на себя обязательства не выполняет, и оснований для отзыва иска приостановке деятельности нет. На предварительном заседании Арбитражного суда Иркутской области, состоявшемся 26 мая, Росприроднадзор изменил только формулировку иска Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату. Вместо приостановки о деятельности, как было заявлено ранее, он потребовал прекратить сброс сточных вод в озеро Байкал.

По второму иску Росприроднадзора о смещении ущерба за загрязнение Байкала Арбитражный суд Иркутской области так и не принял решения. Арбитражный заседа­ть, молодая девушка, ушла в декретный отпуск. Как рассказали в пресс-службе областного Арбитражного суда, она успешно родила ещё в начале мая. По закону представители БЦБК сами выбирали заседателя из списка кандидатур, поэтому участники процесса не исключают, что «на то и было рассчитано». Ситуация тут же обросла ко­мичными слухами, а рассмотрение дела было отложено до 17 июня.

Эти очередные отсрочки по довольно нелепым основаниям, как кажется, только подтверждают правоту сторонников «конспирологических» гипотез. По их версии, обострение и затухание очередной кам­пании против БЦБК могло быть вызвано враждой олигархов. За происходящим мо­жет стоять совладелец «Норильского ни­келя» Владимир Потанин, который таким образом якобы пытается уязвить фактичес­кого хозяина БЦБК Олега Дерипаску, чья компания «РУСАЛ» нацеливается на пог­лощение «Норникеля». Сейчас конфликт олигархов исчерпан, и его периферийная составляющая - кампания против БЦБК - также должна сойти на нет.

Впрочем, вне зависимости от олигархи­ческих раскладов и судебных проволочек, объективные ориентиры для БЦБК наме­чены: уже этим летом мы можем стать сви­детелями запуска долгожданного замкнутого водооборота. Это, безусловно, не решит всех экологических проблем комбината, однако поможет ему начать избавляться от имиджа вечного проклятия Байкальского региона.

Назад в раздел