Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Озеро Байкал / Экология Байкала / Экология и экономика / Промышленные предприятия / БЦБК (Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат)

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Байкал, священный не для всех

Автор:  Медведев А.
Источник:  Панорама Бурятии.- 2007.- 6 дек.- С.- 6

  Сегодня экологи, которые десятилетиями добива­лись закрытия целлюлозно-бумажного комбината на Байкале, получили подкрепление в лице Росприроднадзора. Это ведомство собирается по­дать судебный иск. В случае его удовлетворения производство, которое 41 год сливает отходы в озеро, может быть остановлено. Впрочем, тогда придется закрывать и город Байкальск, потому что он останется без работы, тепла и света, которые дает комбинат.
Суровое решение вызревало в недрах Минприроды давно. И там уверены: оснований для жестких действий хватает. Комбинату дали достаточно времени, чтобы привести в порядок технологическую цепочку, а теперь Минприроды не намерено отступать. "Ситуация длится уже несколько лет, когда мы постоянно продлеваем разрешение Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату на работу, а он постоянно не выполняет пла­ны реконструкции, связанные с переходом на замкну­тый оборот воды. Соответственно, Байкал продолжает загрязняться", - говорит министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев.
Еще в конце октября Росприродназдзор доложил, что концентрация загрязняющих веществ в стоках комби­ната, поступающих в Байкал, по отдельным позициям превышена в тысячи раз. Третьего ноября закончился срок действия лицензии на водопользование, и с этого момента комбинат, получается, осуществляет нераз­решенный сброс загрязняющих веществ. В Росприроднадзоре подсчитали - только за неделю с 4 по 11 ноября ущерб, нанесенный озеру, превысил 475 мил­лионов рублей.
Хотя, добавляют чиновники, довольно трудно считать ущерб в денежном эквиваленте, когда речь идет о та­ком уникальном озере как Байкал, которое состоит в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, и в котором содержится пятая часть высококачественной питьевой воды всей планеты. Минприроды намерено взыскивать ущерб через суд и проинформировать о том, что про­исходит, Генпрокуратуру и МВД.
У владельцев ЦБК есть свое мнение. Система очистки воды на комбинате - одна из лучших в России, но через нее идут и стоки города Байкальска, расположенного рядом. Система комбината просто не справляется.
"Мы можем перейти на замкнутый цикл водоснабже­ния. Система на комбинате есть, она построена. Но чтобы запустить ее, нужно убрать хозбытовые стоки, а для этого надо достроить городские очистные соору­жения", - объясняет Леонид Сироткин, директор по экологиии компании "Континенталь менеджмент". Сегодня в принципе не было бы такой проблемы, при­ми 45 лет назад Совмин СССР иное решение. Ученые, экологи и общественные деятели говорили: нельзя строить комбинат на Байкале, это разрушит природу всего региона. Экономисты намекали: это не принесет много денег. Но в 1966 году комбинат запустили. Ва­лентин Распутин был одним из тех, кто тогда встал на защиту Байкала, и он до сих пор уверен - речь не долж­на идти о вредном или не вредном производстве. Бе­рега озера - это в принципе не место для заводов. "Байкал велик. Байкал так просто не испортить, то есть не изгадить его за какие-то, скажем, два месяца и да­же за два года. Но ученые уже говорят, что вокруг цел­люлозного комбината происходят необратимые явле­ния, гибнет рыба. Так что это небезвредное производ­ство, а производство очень вредное. Оно вредное еще и тем, что считали, что там ничего страшного, это все мелочи, которые там допускаются", - волнуется писа­тель.
При Горбачеве, в 87-м, ЦБК решили закрыть. Но тут раз­валился Союз, и стало не до Байкала. Правительство Гайдара в 1992 году решило перепрофилировать комби­нат с производства целлюлозы на что-нибудь более эко­логически безопасное. Но до дела снова не дошло. Се­годня комбинатом, помимо частной компании, владеет и Росимущество, то есть фактически государство. Воз­можно, это давало кому-то повод подумать, что Мин- природы не станет, если что, сильно наказывать. Юрий Трутнев пояснил - не стоит заблуждаться: "У меня нет, скажем, обязательства в тех случаях, когда мы имеем дело с компаниями, часть акций которых принадлежит государству, освобождать их от требований по охране природы".
Нынешний скандал стал одним из самых громких за по­следние годы. Во всяком случае, о возможной приоста­новке работы Байкальского ЦБК не говорили давно.
Андрей Медведев
Источник: Панорама Бурятии.- 2007.- 6 дек.- С. 6

Назад в раздел