Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Озеро Байкал / Экология Байкала / Экология и экономика / Промышленные предприятия / БЦБК (Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат)

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Остановить нельзя, эксплуатировать

Автор:  Макарова О.
Источник:  Комсольская правда.- 2008. - 15 фев.- С. 2

 И БЦБК, и Байкальск должны подготовиться к закрытию предприятия. Общественность вновь начала активно обсуждать судьбу Бай­кальского целлюлозно-бумажного комбината. Мы предлагаем на­шим читателям узнать мнение од­ного из самых авторитетных экс­пертов по Байкалу, разработчика закона «Об охране озера Байкал», директора Лимнологического ин­ститута СО Российской академии наук академика Михаила Грачева.
- Периодически в прессе появляют­ся заявления высокопоставленных чиновников о том, что БЦБК нужно закрыть в ближайшее время. Как Вы считаете, можно ли остановить предприятие сегодня?
- Совершенно очевидно, что за­крыть сегодня предприятие невоз­можно. Во-первых, возникает це­лый комплекс социальных про­блем. С закрытием предприятия появится 2,5 тысячи безработных. Сюда же завязана и вся инфра­структура: котельная, очистные со­оружения, детские сады, дороги, больницы и так далее. Во-вторых, остановка комбината приведет к экологическому бедствию. Стоки города останутся без очистки, так как у Байкальска и предприятия единая система очистных сооруже­ний. На территории комбината на­ходятся вещества, которые нужно хранить в специальных условиях.
- А можно ли остановить комби­нат на время, например на пять дней, как это предлагал сделать пе­ред Новым годом заместитель руко­водителя Росприроднадзора   Олег Митволь?
- Это все равно, что приостано­вить дыхание - пять дней не ды­шать. К тому же совершенно непо­нятно, что в это время делать со стоками, как будет отапливаться город? Начнутся необратимые из­менения в очистных сооружениях, там погибнут микроорганизмы, ко­торые очищают сточную воду. Ос­тановить на время комбинат, мо­жет быть, и можно, но зачем? Есть плановые профилактические оста­новки предприятия, они проводят­ся ежегодно, и к ним тщательно го­товятся. Это совсем другое дело.
- Мог бы использовать Байкаль­ский ЦБК опыт Селенгинского ЦКК, который перешел на систему замк­нутого водооборота еще в 1991 году?
- Там была подобная ситуация. Сначала комбинат сбрасывал стоки в Селенгу. Сейчас он не выливает в реку ни одного литра. Это первое в мире целлюлозное предприятие с замкнутым водооборотом. Но их нельзя равнять с БЦБК, потому что Селенгинский комбинат выпускает небеленую целлюлозу. Технологи­чески это проще, но и целлюлоза получается более дешевая. Бай­кальский комбинат для того и был создан на Байкале, чтобы исполь­зовать чистую воду озера для про­изводства так называемой вискоз­ной целлюлозы. Именно такая вис­коза идет в основном на производ­ство дамского белья.
- Аксиомой для каждого жителя области стало утверждение, что БЦБК наносит Байкалу непоправи­мый вред. Так ли это?
-  Всему Байкалу деятельность предприятия вреда не приносит. Комбинат относительно Байкала маленький и загрязняет только ло­кальную часть около себя. Но дея­тельность предприятия наносит моральный ущерб России. Что это такое? Россия поставила комбинат на Байкале!
- Каким Вам видится дальнейшее развитие событий вокруг Байкаль­ского ЦБК?
- Вокруг Байкальского комбината в последнее время началась поли­тическая активность. Выяснилось, что на комбинате не построили очистные сооружения и почему-то узнали об этом только сейчас. Ин­терес к Байкальскому комбинату резко вырос, а это имеет какие-то причины. Я думаю, причина одна и та же - кто-то на самом верху заин­тересован в том, чтобы проблему решить радикальным образом - за­крыть комбинат.
Сейчас в правительстве готовится проект постановления «О видах деятельности, запрещенных в цен­тральной экологической зоне Бай­кальской природной территории». Этот документ ограничивает виды деятельности, которыми можно за­ниматься в непосредственной бли­зости Байкала (центральная эколо­гическая зона - территория при­мерно 30 километров вокруг озера). В том числе в этой зоне предпола­гается запретить варку целлюлозы при условии, если не будет бессточ­ного производства. Это ставит ком­бинат в тяжелое положение, пото­му что в этом случае предприятие не сможет выпускать беленую цел­люлозу, из которой производится вискоза высокого качества.
Для выпуска беленой целлюлозы необходим хлор, а инженеры пока не придумали способа, как заклю­чить весь хлор в замкнутый цикл. Значит, беленую целлюлозу выпус­кать не смогут, а это экономиче­ские потери для предприятия.
Кроме того, постановлением предполагается запретить захора­нивать вредные твердые отходы. Здесь комбинату совсем не развер­нуться, так как даже обычная зола, которая получается от сжигания уг­ля, считается таким отходом. Возникает вопрос, куда будет вывозить золу БЦБК?
Еще в пределах зоны будет введен запрет на сжигание отходов. Но все производство целлюлозы сводится к тому, что из древесины щелоком извлекается темная ее часть - лиг­нин, а затем сжигается. Таким образом, если мы в очередной раз не будем заниматься правовым ниги­лизмом, этот пункт постановления правительства делает невозмож­ным производство в Байкальске никакой целлюлозы, даже небеле­ной. Плюс к этому те нападки, обоснованные или необоснованные, которые делает Олег Митволь. Это говорит о том, что Байкальскому комбинату спокойно жить на бере­гу Байкала никто не даст, даже по­сле введения системы замкнутого водооборота.
Я пришел к выводу, что в бли­жайшие несколько лет комбинат прекратит свою деятельность. Я считаю, что решение о закрытии должно быть принято на самом вы­соком уровне, желательно первым лицом государства. Ведь инициато­ром строительства комбината на Байкале был бывший глава госу­дарства Никита Хрущев. После то­го как политическое решение будет принято, необходимо разработать план устойчивого развития Бай­кальской природной территории. Он должен включать решение со­циальных проблем Байкальска, прежде всего занятости населения. Очевидно, что главными направле­ниями экономики станут транс­порт, туризм и рекреация, произ­водство питьевой воды.
Скоро в России будет построено несколько новых целлюлозных комбинатов. Будем надеяться, что грамотные целлюлозники при под­держке государства смогут пере­ехать из Байкальска на новые ком­бинаты.
А в это время. Тогда, когда завод на Байкале только строился, на Великих озерах США уже было 30 - 40 промышлен­ных предприятий. А система Вели­ких озер Северной Америки по объ­ему сопоставима с озером Байкал. Она включает озера Верхнее, Гурон, Эри, Мичиган, Онтарио. Площадь этих водоемов значительно больше, чем площадь Байкала, но они гораз­до моложе и мельче. Степень антро­погенного воздействия на каждое из них резко различается. Например, на берегу озера Мичиган расположены многочисленные гигантские предприятия США и мегаполис Чи­каго. В его водосборном бассейне находится один из крупнейших цен­тров сельскохозяйственного произ­водства США. Напротив, на терри­тории водосборного бассейна озера Верхнее расположено лишь неболь­шое число промышленных пред­приятий, а интенсивное сельское хозяйство практически не ведется. Здесь так же, как и вокруг озера Байкал, плотность населения неве­лика (1-10 человек на кв. км). По­этому озеро Верхнее является од­ним из мало загрязненных водоемов Северной Америки.
Конкретно. Новая система водоочистки на Байкальском целлюлозно-бумаж­ном комбинате начнет работать нынешним летом. Предприятие перейдет на замкнутый водооборот, то есть перестанет сбрасывать воду после очистки в Байкал. К этому же времени в Байкальске бу­дет построена собственная система канализационно-очистных соору­жений. Запуск системы замкнуто­го водооборота на БЦБК был воз­можен еще в июле прошлого года. Однако это привело бы к тому, что Байкальский ЦБК прекратил бы принимать сточные воды города Байкальска и они напрямую попа­дали бы в озеро без какой-либо предварительной очистки.
Байкальский целлюлозно-бу­мажный комбинат специализиру­емся на выпуске целлюлозы и бу­маги. Ежегодно на предприятии выпускается до 200 тыс. тонн цел­люлозы и более 12 тыс. тонн бума­ги. Продукция реализуется как внутри страны, так и отправляется на экспорт: в Белоруссию и Китай. Владельцем 51% акций Байкаль­ского ЦБК является лесопромыш­ленная компания «Континенталь Менеджмент», 49% принадлежит государству в лице Росимущества.
Макарова О.
Источник: Комсомольская правда. - 2008.- 15 фев.- С.2

Назад в раздел