Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Электронная библиотека / Озеро Байкал

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Кто-то нам судьбу пророчит

Автор:  Морозова Наталья
Аргументы и факты.- 2007.- № 44 (31 окт. - 6 нояб.).- С. 10

Как решить предельно по­нятно для всех живущих на бай­кальских берегах вопрос: под­нимать или не поднимать уро­вень Байкала? Потому что после строительства Иркутской ГЭС великое озеро-море стало водоемом, регулируемым не толь­ко естественным образом, но и режима­ми работы гидроэлектростанции. Этот вопрос обсуждали на прошлой недели в Иркутске представители администра­ции Иркутской области, ОАО «Иркутс­кэнерго», Байкальского института при­родопользования СО РАН и Министер­ства природных ресурсов Республики Бурятия.
Законодательство не учитывает реалий как известно, после принятия зако­на «Об охране озера Байкал» вышло по­становление правительства РФ (2001 г.), где установлены максимальные и мини­мальные значения уровня воды в Бай­кале при использовании его водных ре­сурсов - на отметках соответственно 457 и 456 метров. Как сказано в постанов­лении, в целях охраны уникальной эко­логической системы озера Байкал и пре­дотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние. Через два года в прави­тельство обратился тогдашний губерна­тор Иркутской области Б. Говорин. С целью повышения эффективности ис­пользования водных ресурсов озера Байкал для нужд народного хозяйства он просил рассмотреть возможность внести изменения в постановление 2001 года. Указывал, что при жестких значениях уровней среднегодовая выра­ботка электроэнергии на Ангарском каскаде снизилась на 4 млр./кВч. Стра­дают энергоемкие потребители, населе­ние области и Бурятии. Говорится в об­ращении и об уменьшении сроков на­вигации на Ангаре и Енисее, о неустой­чивости работы питьевых водозаборов городов Иркутской области.
И.о. начальника Управления ресур­сов вод и регулирования водохозяй­ственной деятельности Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурс) Вениамин Федунов, открывший рабочее совещание, сказал, что наконец-то сделан реальный подход к разре­шению накопившихся проблем Ангар­ского каскада. Проект новых «Правил использования водных ресурсов Иркут­ского водохранилища и оз. Байкал» про­финансирован федеральным органом, его разработчики имели своей целью представить истинное положение дел. Основной доклад по проекту сделал ди­ректор ФГУП «Центр Регистра и Када­стра» Росводресурса Сергей Беднарук.
Дальнейшее обсуждение этого доклада и других выступлений показало, что собравшиеся едины, пожалуй, только в одном: тихоокеанская система вы­сот, принятая сейчас при измерениях уровня байкальских вод, должна быть отменена, нужно выработать новые стандарты.
Сторонники изменения значений уровня приводят свои аргументы. Два года работы в установленных постанов­лением условиях показали, что они, эти условия, вполне работают на эффектив­ность использования водных ресурсов в случаях  когда приточность воды в Бай­кале близка к среднемноголетней нор­ме. Для озера же характерны циклы дли­тельного маловодья - три раза за пос­ледние 110 лет  - постепенно снижаю­щие уровень Байкала. Эти циклы на­блюдались как до строительства ГЭС, так и после её ввода, в уже зарегулиро­ванных условиях. Соблюсти жёсткую амплитуду уровня Байкала невозможно, поскольку она введена в постановление, не будучи обоснованной ни фактичес­ки, ни экономически. Директор Лимно­логического института СО РАН акаде­мик Михаил Грачёв, которому уже до­водилось высказываться отрицательно по поводу жёстких ограничений, и на этот раз отметил, что многие доводы инициировавшей эти ограничения сто­роны кажутся ему просто «чудесны­ми», в том числе в части экологических катастроф, рыбопродуктивности озера и т.д. По его подсчётам, при таких величинах невозможность сработки байкальской воды толщиной полметра на­несёт убыток в 400 млн. долларов.
За полвека работы Иркутского гид­роузла отметка 457 метров превышалась В 17-х годах, а в 18-х Байкал опускался ниже 456 м. И никаких случаев наруше­ния экосистемы не было. До сооруже­ния гидроузла уровень Байкала колебал­ся в пределах 2 метров 17 см.
- При нормальной водности — при­емлемо, при ненормальной — чисто ма­тематические расчёты показывают, что выполнить данное постановление нельзя, - подчеркнул гендиректор ОАО «Иркутскэнерго» Сергей Эмдин. Он по­ставил вопрос о праве оперативного ре­гулирования уровней при наступлении форс-мажорных обстоятельств, с полу­чением разрешения на это в соответству­ющих органах. Кстати, вспомнили,  что в одном их проектов постановления 2001 года говорилось об обстоятельствах по­вышенной или пониженной водности, при которых отметки озера Байкал пред­полагалось сделать в проектном значе­нии. Следовательно, не отменять поста­новление следует, а дополнять его, ого­ворив условия работы ГЭС в пределах отметок установленных правил.
Чьи интересы преследуемот рассмотрения «блеска и ни­щеты» байкальских водопользователей собрание отвлёк директор Байкальского института природопользования СО РАН Арнольд Тулохонов. «Проехав­шись» по явно неудачной даже в про­фессиональной аудитории характерис­тике Иркутского водохранилища (со­стоит из двух частей: Ангарского (реч­ного) участка и Байкальского участка (озера Байкал), которую привели авто­ры проекта, он напомнил, что озеро Байкал - это все-таки официально Участок всемирного наследия, который, согласно конвен­ции, находится под зашитой ми­рового сообщества и под юрисдикцией закона РФ «Об охране озера Байкал». Поэтому интересы энергетиков не мо­гут определять природоохранную поли­тику на Байкале.
«Если я правильно понял данные умозаключения (имеется в виду новый вариант правил - авт.), - сказал член-корр. РАН, - то новые правила предпола­гают разрешить энергетикам поднимать уровень озера до отметки 457,49 м и опус­кать до отметки 455,55 м с общей воз­можной амплитудой I м 94 см, или по­чти на 1 м больше по отношению к раз­решённым отметкам. Это позволит изме­нить уровень озера на величину, боль­шую, чем глубина байкальских соров и мелководий, где обитает и нерестится вся рыбья молодь от ротана до осетра».
Остается фактом, что несмотря на сложность гидрометеорологической си­туации, за шесть лет со времени выхода постановления стабилизировалась и улучшилась экологическая обстановка в населённых пунктах и сельскохозяй­ственных угодьях прибрежной зоны. Пересмотр постановлений неизбежно породит новые социально-экономичес­кие конфликты. Как известно, любые необоснованные изменения директив­ных документов всегда провоцируют подобные операции в других случаях. Нельзя менять механизм управления в угоду чьим-то интересам.
Почему-то без внимания авторов ос­тались долгосрочные гидрологические прогнозы, свидетельствующие о воз­можности половодий в ближайшие годы и последующем дефиците водных ресур­сов. Вполне вероятно изменение водно­сти рек в связи с прогнозируемым гло­бальным потеплением климата. Ситуа­ция с уровнем Байкала может карди­нально измениться при строительстве гидротехнических сооружений в Мон­голии. Неужели каждый раз придётся издавать новое постановление?
«Поднимать уровень» ответственностивзвешенной и рассудительной была позиция министра природных ре­сурсов и охраны окружающей среды РБ Петра Носкова. Он признал возмож­ность полемики вокруг постановления 2001 года, поскольку затрагиваются ин­тересы правительственных структур, на­учного сообщества, производственников и т.д. И населения, которое живёт на бе­регах Байкала. За последние 30-40 лет, когда озеро стало регулируемым по уровневому режиму, era берега уже продви­нулись на 100 – 110 - 120 метров. Завер­шился процесс формирования новой прибрежной биоты, и ее сохранение воз­можно только при естественном внутригодовом изменении уровня озера в пре­делах, установленных постановлением правительства. Дальнейшее смещение береговой полосы приведёт к наруше­нию водообмена между лагунами и ос­новным водоёмом. Например, полнос­тью будет размыта островная система Ярков, которая сейчас отгораживает Верхнеангарский сор от байкальских глубин; Байкал увеличится на 40-50 км на север и поглотит уникальную дельту рек Кичеры и Верхней Ангары. (Своеобразно от­реагировал на эти слова академик М. Гра­чёв: «Значит, судьба такая...»). Любые за­щитные сооружения как на Ярках, так и на прибрежных участках, вдоль желез­ных и автомобильных дорог будут мало­полезны.
Поэтому, подчеркнул министр, край­не важно вынести результаты этого рабо­чего совещания на заседание Байкальской межведомственной комиссии, чтобы спо­собствовать правильным решениям по сохранению уникальной системы озера Байкал.

Назад в раздел