Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Электронная библиотека / Туризм и отдых

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Станет ли Бурятия «Азиатским Куршевелем»?

Автор:  Манжеев С.
Источник:  Правда Бурятии. – 2007. – 31 мая.

 Которую неделю Бу­рятия взбудоражена со­общениями о скором по­явлении здесь «центра российского туризма». Министр экономическо­го развития республики Татьяна Думнова заяви­ла, что этот центр будет построен «для работы семи туристско-рекреа­ционных зон», создавае­мых в регионах России, выигравших российский конкурс. Это заявление едва не разбудило спя­щих участников очеред­ного заседания прави­тельства Бурятии и при­вело в беспокойство иностранных гостей от­крывшейся вскоре II Международной науч­ной конференции «Ус­тойчивое развитие ту­ризма: опыт и иннова­ции». Вице-консул Япо­нии, прибывший на кон­ференцию из Хабаровс­ка, тут же стал искать людей, которые будут управлять всеми турис­тско- рекреационными зонами России.

Однако позже выясни­лось, что речь шла о дру­гом. Ясность внесли 1-ый заместитель Татьяны Дум-новой Сергей Мещеряков и вице-президент Националь­ной академии туризма, про­фессор Московского уни­верситета Виктор Кружалин. Оказывается, главному в России чиновнику по турзонам, заместителю руково­дителя Федерального аген­тства по управлению осо­быми экономическими зона­ми (РосОЭЗа) Андрею Алпа­тову и его коллегам во вре­мя недавнего приезда на Байкал так понравилась го­товность бурятской коман­ды, что они сделали мини­стру экономики республики такое предложение.

- Создать в Республике Бурятия туристический центр, где сконцентриро­вать всю информацию, подготовку кадров для раз­вития туристических зон в РФ, - сказал Сергей Ме­щеряков. - Как бы не оби­деть иркутян, но сегодня нам в этом вопросе отдано предпочтение.

Профессор Кружалин из Москвы в декабре прошлого года входил в экспертную комиссию в конкурсе заявок на со­здание в России первых семи туристско-рекреационных зон. Намедни известный эксперт по туризму приехал в Улан-Удэ для того, чтобы об­судить, как такую зону развивать. Он поделился последней информацией о том, что подобных центров на самом деле будет два. Для трех зон в европейской части страны построят «учеб­ную площадку» в Сочи, для двух алтайских и двух байкальских зон - здесь в Улан-Удэ. Сегод­ня уже идет поиск зе­мельного участка под будущий «центр туриз­ма», который станет од­ним из объектов турзоны.

- Опыт Бурятии в этом смысле бесценен для Рос­сии в целом. Сюда приеха­ли из многих регионов по­смотреть и поучиться, - го­ворит Виктор Кружалин.

Побывавший в респуб­лике неделей раньше Ан­дрей Алпатов видит суть всего проекта туристи­ческой зоны на Байкале в том, что она должна за­дать высокий рекреаци­онный стандарт, способ­ствующий сохранению уникальной экосистемы Сибирского моря. Дове­ренное лицо Германа Грефа в вопросе созда­ния первых семи турзон самолично осмотрел все участки созданной в феврале зоны «Байкал».

- Нашей основной зада­чей было включить в струк­туры зоны те земельные участки, с которыми не бу­дет проблем со сторонними землепользователями, рассказал   журналистам заместитель руководите­ля РосОЭЗ Андрей Алпа­тов. - Мы своими ногами обошли все участки зоны на протяжении   100 километ­ров, на лодке плавали по Котокелю, на Байкале побыва­ли. Если мы построим такие цивилизованные туристичес­кие комплексы, которые за­думали, то в дальнейшем экологическая обстановка на Байкале должна быть как ми­нимум не хуже, чем сейчас. Весь «черный застрой», всю эту грязь, которые есть сей­час, мы категорически пре­кратим. Общая идеология зоны - создать здесь точку роста, от которой регион начнет активно развиваться.

Основным препятствием для создания обеих турзон на Байкале - иркутской и бу­рятской - Андрей Алпатов называет законодательство.

- Пока закон о Байкале запрещает нам проектиро­вать и строить такие туристические зоны в пределах центральной экологической зоны озера Байкал, - сооб­щил он. - Поэтому сейчас идет работа по корректи­ровке законодательства с депутатами Государствен­ной думы, с Министерством природных ресурсов Рос­сии, подготовившим проект перечня запрещенных ви­дов деятельности на Байка­ле, а также с нашим Мини­стерством экономического развития и торговли.

Сам Байкал Андрей Алпа­тов назвал чудом. В свой первый приезд «смотрящий за турзонами» от РосОЭЗа понял, почему Байкал назы­вают морем, увидел песча­ные байкальские пляжи, протянувшиеся вдоль вос­точного берега «Священного моря». С его визитом разре­шился и главный вопрос со­здания туристско-рекреационной зоны «Байкал». Имен­но в эту поездку Андрея Ал­патова Татьяне Думновой удалось окончательно защи­тить свою концепцию зоны, в центре которой - горно­лыжный курорт мирового уровня. На пока безымянной горе с неинтересным назва­нием «1771».

- Очень интересная и перс­пективная гора, на которой можно построить один из круп­нейших горнолыжных центров. Нужно сказать, что этот проект потребует очень серьезной проработки и серьезных инве­стиций. С нашей точки зрения, горнолыжный курорт необхо­димо включать в зону. Мы зна­ем, что летом на Байкал звать никого не надо, сюда едут тол­пы туристов. А как заполнить зимний сезон? Создание тако­го курорта позволит людям от­дыхать на Байкале и зимой, -подтвердил свое решение Андрей Алпатов. - Тем бо­лее, что в восточной части страны горнолыжных курортов такого уровня нет. Еще раз по­вторю, что это потребует очень больших инвестиций, гигантс­кой работы по подготовке строительства, поиску инвес­торов и т. д.

- Я хочу сказать большое спасибо нашим спортсме­нам-«экстремалам», кото­рые в этом году провели свою экспедицию на эту гору. Они предоставили нам результаты обследова­ния горы «1771», показали руководителям РосОЭЗа натурные съемки, фотогра­фии. И очень помогли нам в этом деле. Нужное для нас решение состоялось, - го­ворит министр энономического развития и вне­шних связей Бурятии Та­тьяна Думнова.

В этом году в России состоится открытие пер­вых двух особых эконо­мических зон - в Татар­стане и Липецкой облас­ти. Это уже созданные и построенные зоны промышленно-производственного типа. В 2008 году будут запускаться и первые технико-внедрен­ческие зоны. Следующим шагом будет проведение конкурсов на создание но­вых зон всех трех типов. Новые зоны в РосОЭЗе хотят создавать, учитывая опыт строительства пер­вых. По словам Андрея Алпатова, в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами вновь с удоволь­ствием будут ждать заявку от Бурятии на участие в конкурсе проектов техни­ко-внедренческих зон. Как сообщала ранее Татьяна Думнова, в такую зону здесь можно включить объекты восточной меди­цины.

24 мая на открывшейся в Улан-Удэ 4-ой республикан­ской выставке-ярмарке бай­кальских туристических ре­сурсов «Туризм и отдых в Бурятии» провели презен­тации своих продуктов 11 районов Бурятии, более 60 компаний из России, Монго­лии и Китая.

Перед открытием ярмар­ки начальник департамента по туризму Министерства дорог, транспорта и туризма Монголии Гэндсурэнгийн Ёндонгомбо предло­жил создать «единое турис­тическое пространство» и развивать совместные брэнды.

- Сегодня мы с госпожой Максановой (Людмила Максанова, руководи­тель    Республиканского агентства по туризму РЕ -   ред.,) подписали гене­ральное соглашение о нача­ле нашей совместной прак тической работы в этой об­ласти, - сказал монгольс­кий гость. - Главным ито­гом нашего сотрудничестве, будет международный ту ристический маршрут «Восточное кольцо», пролегающий через Монголию, Буря тию, Хабаровск и Японию. А этому проекту мы, конечно будем привлекать корейцев   и китайцев.   Вторые проектом станет «Чайный путь». Над ним мы также будем усиленно работать.

Автор идеи «Чайного пути» Виктор Хамарханов говорит, что она витает в воздухе с 1990 года и се­годня полностью востребо­вана. По мнению директоре республиканской организа­ции Российского союза туриндустрии, Бурятия долж­на стать идеологическим центром этого глобального туристического проекта.

- Сегодня в России есть три международных туристи­ческих брэнда - Москва, Пе­тербург и «Золотое кольце России». Мы ставим задачу разработать международный брэнд «Великий чайный путь». По аналогии с существую­щим маршрутом   «Великий шелковый   путь»,   который проходит по территории быв­ших среднеазиатских респуб­лик, Бурятская региональная организаций предлагает со­здать Международный инвес­тиционный   фонд   «Чайный путь», который бы начал прак­тическую реализацию этой идеи. Мы будем привлекать сюда и Москву, и Санкт-Пе­тербург, и Улан-Батор, и Хух-Хото и Пекин, - делится пла­нами Виктор Хамарханов.

Пока представители туриндустрии Бурятии ищут свое место в сфере между­народного туризма, с 1-го июня 2007 года в силу всту­пает новый российский за­кон о фингарантиях. Требо­вание внесения в банки за­логовой стоимости финан­совых гарантий в размере 5 миллионов рублей для тур­фирм, занимающихся меж­дународным туризмом, ста­вит серьезный барьер их деятельности. По мнению организатора II Междуна­родной конференции «Ус­тойчивое развитие туризма» Арнольда Тулохонова, одна рука власти в Москве не ведает, что творит другая.

Тем временем пред­ставители канадской фирмы «Ecosign» - разра­ботчики проекта бурятс­кой заявки на конкурс РосОЭЗа - провели свою экспедицию к подножью безымянной горы «1771» в Прибайкальском райо­не Бурятии и продолжа­ют исполнять для нас роль «сталкеров» в зоне. Продолжается детализа­ция мастер-плана строи­тельства горнолыжного курорта, который обеща­ет стать «азиатским Куршевелем».

Сергей МАНЖЕЕВ.

Назад в раздел