Eng | Рус | Буряад
 На главную 
 Новости 
 Районы Бурятии 
 О проекте 

Главная / Каталог книг / Электронная библиотека / Растительный мир

Разделы сайта

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Погода

 

Законодательство


КонсультантПлюс

Гарант

Кодекс

Российская газета: Документы



Не менее полезные ссылки 


НОЦ Байкал

Галазий Г. Байкал в вопросах и ответах

Природа Байкала

Природа России: национальный портал

Министерство природных ресурсов РФ


Рейтинг@Mail.ru

  

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Флора региона и ее особенности

Флора региона и ее особенности // Бурятия: растительный мир. Вып.III / Б.Б.Намзалов, К.М. Богданова, И.П. Быков и др. – Улан-Удэ, 1997. – С. 30-36.

 

Флора Бурятии, как часть обширной территории Байкальской Сибири, исследовалась, начиная с 1724 года. Первые труды о ней связаны с именами Д.Г.Мессершмидта и И.Г.Гмелина. Их первые экспедиции дали не только объективное научное описание еще пер­возданной природы Забайкалья, но и создали первую летопись ра­стительного мира края. К настоящему времени флористическая изученность региона достаточно высока, огромную роль в этом сыграли  деятельность  двух выдающихся ботаников 20 века  - М.Г.Попова и    Л.П.Сергиевской,    а    также    их    учеников Г.А.Пешковой, Л.И.Малышева,  М.А.Рещикова,  М.М.Ивановой, Н.С.Водопьяновой и др.

Последней из работ, посвященных анализу количественного состава   растений   Бурятии,   является   публикация   К.И.Осипова (1994). Автором, в результате обобщения имеющихся флористичес­ких сводок по региону, установлено, что на территории Бурятии площадью 351,3 кв. км. отмечено 2006 видов высших сосудистых растений. Они объединяются в 559 родов и 123 семейства. В срав­нении  с сопредельными районами  -  Читинской  (1692 вида)  и Иркутской (1827 видов) областями на территории Бурятии произ­растает большее количество видов, что в значительной степени оп­ределяется буферным положением региона на стыке многих прови­нций (Намзалов,1995). Здесь, в частности складываются рубежи Центрально-Азиатской   подобласти   степной   области    Евразии (Лавренко и др., 1991). Особенности рельефа и литологии горных пород, климатических и почвенных условий определили богатство  и разнообразие растительности региона. Своеобразие и самобытность флоры Бурятии придают наличие на ее территории, с одной стороны, реликтовых лесостепных комплексов, с другой, высокотравной черневой тайги, богатой реликтовыми и эндемичными ви­дами растений. Не менее оригинальна флора высокогорий, в соста­ве которых отмечаются не только тундровые, но и степные и альпийско-луговые элементы.

Важным для характеристики флоры регионов является состав­ление семейственных и родовых спектров (Табл. 1).

Из 10 ведущих семейств только крестоцветные и гвоздичные не имеют многовидовых родов; кроме этого достаточно представи­тельны по числу видов такие древнесредиземноморские и восточ­но-азиатские семейства, как гречишные, губоцветные, зонтичные, представленные каждые около 50 видами. Среди последних осо­бенно замечательные рода - Atraphaxis из гречишных, Dracocephalum и Lophantus из губоцветных, Saposhnikovia, Bupleurum и Aegopodium из зонтичных, имеющие также немалое значение в сложении растительного покрова. Следует сказать и о некоторых родах, входящих в группу ведущих с 20 и более числом видов, это фиалка, камнеломка и лук. Высокая значимость этих родов во флоре Забайкалья указывает на сложные пути становле­ния растительного мира региона. На бореальные и арктоальпийские связи указывают виды фиалок и камнеломок. Центрами фор­мирования корневищных луков считаются высокие нагорья Цент­ральной и Средней Азии (Камелин,1979).

Далее, кратко остановимся на роли отдельных систематичес­ких групп растений во флоре Бурятии. Безусловно, что эта роль не может быть одинаковой в разных уголках Забайкалья, очень конт­растного в природном отношении. В семействе злаковых, играю­щем особо большую роль в растительном покрове, выделяются ковыли (Stipa). Соседняя Монголия, с включением части территорий Южной Бурятии, считается центром формирования ковылей из ци­кла волосатиковых (Stipa capillata s.l.). В составе растительности степных экосистем в качестве основных доминантов выступает не­сколько видов ковылей-волосатиков, которые образуют ряд форм (близкородственных видов) в разнообразных экологических усло­виях от богаторазнотравно-дерновинно-злаковых до сухих опустыненных степей. В более гумидных (мезоксерофитных) условиях лесостепных ландшафтов характерны Stipa grandis, S. capillata. В настоящих степях полосы предгорий, в межгорных котловинах усиливается ценотическая роль Stipa baicalensis и S. krylovii, причем последний вид более ксерофитной экологии, нередко отмечается в опустыненных степях. Очень редко в сообществах опустыненных степей доминантная роль переходит к мелким перистым ковылям (ковылькам) из серии Barbatae - Stipa klemenzii. Наиболее мезофитная и короткоостистая группа ковылей представлена видами рода Achnatherum (A. sibiricum, A. confusum), среди последних особо выделяется чий блестящий (A. splendens), который по понижениям образует заросли - особый ландшафт по днищам бессточных деп­рессий и на террасах рек в котловинах.

Среди других злаков-ценозообразователей необходимо упо­мянуть   о   видах   рода   овсяница   -   Festuca   (F.   lenensis,   F. pseudosulcata, F. dahurica, F. ovina, F. brachyphylla). Если первые три вида преобладают в разных вариантах горных степей, от крио-ксерофитных (F.lenensis) до песчаных (F.dahurica), то последние два доминируют в ценозах высокогорных тундр и альпийских пус­тошей. На лугах и в сообществах травяных лесов нередко домини­рует овсяница луговая (F. pratensis). Род мятлик (Роа) также весьма значим в сложении растительного покрова Забайкалья. В степях огромную   роль   играют   виды   из   родства   Роа   attenuata   (P. botryoides), на лугах короткокорневищный злак - P. pratensis, в ле­сах - P. sibirica, а на субальпийских лугах Хамар-Дабана весьма значима роль эндемика - Роа ircutica. He менее значима ценотичес­кая роль видов рода вейник (Calamagrostis), особенно в лугово-таежных    экосистемах.    В    лесах    господствуют    -    C.obtusata, C.pavlovii, в луговых ценозах - C.langsdorffii, C.epigeios. В сообщес­твах луговых экосистем роль корневищных злаков наиболее ощу­тима, это Hordeum brevisubulatum, Agrostis mongholica, Bromopsis inermis, Puccinellia tenuiflora и других. Во многих родовых компле­ксах злаков экологические особенности видов заметно варьируют, что видно из их участия в ценозах как степей, лесов, так и тундр и альпийских лугов. Но есть и стенотопные по их ценотической роли рода, как, например, род змеевка (Cleistogenes squarrosa), житняк (Agropyron cristatum) - степной; лугово-болотный - рода манник (Glyceria spiculosa), тростник (Phragmites australis) и др.

Представители семейства осоковых заметные позиции зани­мают в растительности высокогорий - альпийских и субальпийских лугах (Carex melanocephala, С. sempervirens, С. aterrima), лишайни­ковых и дриадовых тундрах (Carex ledebouriana, С. rupestris, Kobresia myosuroides). В сообществах таежных лесов роль осоко­вых менее значима, чем в травяных светлохвойных лесах; здесь ха­рактерны - Carex macroura, С. amgunensis, С. caryophyllea и др. Особо значима ценотическая роль осок в травостое болотистых лугов в поймах рек, это такие характерные доминанты сообществ, как Carex enervis, С. cespitosa, С. schmidtii. По горным степям обы­чна Carex pediformis и С. obtusata, в сухих степях низкогорий ши­роко распространены осока твердоватая (С. duriuscula) и осока Коржинского (С. korshinskyi).

Семейство бобовых, хотя и относится к многовидовым, в ос­новном представлено астрагалами и остролодочниками, которые редко доминируют в ценозах. На лугах и в травяных лесах - виды родов вика (Vicia), чина (Lathyrus). Лишь караганы имеют ланд­шафтное значение в котловинах, формируя сообщества на песках (C.microphylla), в сухих степях (C.pygmaea), в луговых степях и ле­сах (C.arborescens), на террасах речных долин часто образует заро­сли карагана колючая (С. spinosa). Следует также отметить, что в высокогорьях Саян часто встречается оригинальная карагана гри­вастая (С. jubata).

Из семейства розоцветных в степных фитоценозах наиболее обычны виды рода лапчатка (Potentilla) - P. acaulis, P. bifurca, P.tanacetifolia, P.sericea, а также представители рода хамеродос (Chamaerhodos) - С. altaica, С. trifida. В травяных светлохвойных и мелколиственных лесах постоянно отмечаются не только лапчатки (P.fragarioides, P.evestita, P.nudicaulis), но и земляника (Fragaria orientalis), шиповник (Rosa acicularis), виды спирей (Spiraea media, S.salicifolia). В поймах рек, среди кустарниковых зарослей постоян­но отмечается курильский чай (Pentaphylloides fruticosa), нередко он  доминирует.   В  высокогорьях  очень  обычна дриада  (Dryas oxyodonta, D. grandis), формирующая кустарничковые тундровые сообщества. Среди розоцветных особым своеобразием выделяются группировки абрикосников (Armeniaca sibirica), которые встреча­ются по каменистым склонам в южной (приселенгинской) Бурятии.

Следует особо остановиться на семействе сложноцветных. Ве­дущее по числу видов семейство немалую роль играет и в сложении растительного покрова. В степях часто преобладают полыни, при­чем в разных подтипах (флороценотипах) большое ценотическое значение имеют разные виды полыней, в сухих и опустыненных      , степях   -   A.schrenkiana,   A.frigida,   в   луговых   разнотравных   -    A.glauca, A.commutata, A.gmelinii, а в ценозах высокогорных степей - A.depauperata, A.dolosa. Наиболее замечательны самобытные ценозообразователи     даурских     степей,     это     нителистниковые      "; (Filifolium  sibiricum),  арктогероновые (Arctogeron gramineum) и клейковатополынные (Artemisia subviscosa) сообщества. Последние эндемичны для Прибайкалья. В целом, многочисленные представители  сложноцветных  являются   постоянными  элементами   сооб­ществ всех типов растительности, например, в лесах (виды родов Cacalia,  Leibnitzia, Antennaria,  Cicerbita), лугах  (Achillea,  Inula, Erigeron) и т.д.

Среди многовидовых семейств есть семейства, виды которых очень редко выступают в ранге доминантов или основных ценозообразователей. Это - лютиковые, крестоцветные, гвоздичные. Однако, растения из этих семейств достаточно равномерно входят в состав травостоя всех типов экосистем Забайкалья, начиная от степей до высокогорных тундр.

В заключение кратко остановимся на представителях древес­ных пород региона. Наиболее характерны виды из семейства хвой­ных. Главнейшей породой является лиственница сибирская (Larix sibirica), находящаяся в Бурятии на восточной границе ареала, об­разующая таежные леса в горах на западе Байкальской Сибири (Саян, Джидинское нагорье, Хамар-Дабан). На хребтах и нагорьях северного Забайкалья (Становое нагорье, Витимское плоскогорье) лиственничные леса образованы лиственницей Гмелина (Larix gmelinii).

В темнохвойных лесах доминируют кедр (Pinus sibirica), пихта (Abies sibirica), ель (Picea obovata). Самая теплолюбивая из хвой­ных - сосна обыкновенная формирует не только редкостойные бо­ры на песках, остепненные травяные леса в котловинах, но и таеж­ные сосняки на горных склонах.

Лиственные породы более гетерогенны по систематическому составу и относятся к трем семействам, это ивовые (род тополь - Populus), березовые (род Betula), ильмовые (род Ulmus). Из них на­иболее значимы березовые (В. plathyphylla) леса, в высокогорьях - виды карликовых березок (В. nana subsp. rotundifolia, B.middendorfii, B.divaricata) образуют характерный ландшафт. То­поля, как постоянный элемент долинных уремных лесов, представ­лены двумя видами - тополь лавролистный (P.laurifolia) и тополь душистый (P. sauveolens). Они часто сочетаются с ивами, зарослями черемухи и сибирской яблони. Среди лиственных пород следует отметить участие низкорослого вяза (Ulmus pumila) в развитии редкостойных рощ на склонах невысокого мелкосопочника в Южной Бурятии.                                                                                                  

 

Назад в раздел